Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны

27 июля 2021, 08:55
НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU
Бизнесмену из Полевского пришлось разочароваться в друзьях, чтобы превратить небольшую фирму в холдинг из семи компаний с филиалами за рубежом. С помощью пенополиуретана и господдержки он создал «империю», сердце которой — крупнейшее в России предприятие по выпуску труб ППУ с выручкой два миллиарда рублей.

«Бизнес приносил сверхприбыли, но мы хотели развиваться»

Главное дело жизни Руслан Севрюков начал с классической ошибки — бизнес он открыл с друзьями. Более того — с людьми, с которыми учился в одном классе и институте.

В 2006 году один из них предложил начать свое дело — покупать стальные трубы, утеплять их набирающим популярность пенополиуретаном (ППУ) и продавать в несколько раз дороже. Друзьям идея понравилась. В складчину они купили первую отливочную машину. Все делали сами: изучали и запускали технику, «упаковывали» металлические трубы в «рубашку» из пенополиурената, искали покупателей.

Трубы ППУ только появились на рынке и приносили сверхприбыли. Бизнес шел хорошо — но в 2013 году бывшие однокашники разошлись. Руслан хотел развиваться, покупать и запускать новые линии — они не видели смысла. Зачем, если «деньги капают»? Севрюков забрал свою долю и открыл новую компанию. Точнее, две — Полевской завод полиэтиленовых труб и Уральский завод трубной изоляции. Арендовал помещение, приобрел оборудование, нанял и обучил людей.

«За первый год заработали 150 миллионов»

Трубы бизнесмен покупал по соседству, на Северском заводе, а в цехе отливал для них теплоизоляцию из пенополиуретана — того самого, из которого делают монтажную пену, матрасы и подушки. Кроме труб на заводе стали выпускать детали для укладки: отводы, разветвители, краны, скользящие и неподвижные опоры. То, чего не могли купить, полевчане придумывали сами, оформляли патенты на станки, где выпускали изделия.

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны

Предприятие в Полевском может выпускать по 18 километров труб в день.

За первый год Руслан заработал 150 миллионов рублей. После этого прибыль каждый год почти удваивалась. Деньги коммерсант вкладывал в бизнес: в феврале 2014 года он запустил самую мощную в Свердловской области линию для отливки ППУ-изоляции для труб.

В 2015 году напомнили о себе экс-партнеры. Бывший однокашник, с которым Севрюков начинал трубный бизнес, обратился в полицию с обвинением в промышленном шпионаже. Полицейские допрашивали Севрюкова и его заместителя, Виталия Жука, сотрудников, забрали компьютеры и телефоны — но признаков шпионажа не нашли. Заводчане уверены, что никакого вируса, воровавшего c компьютеров данные о деталях и заказах, не было — просто бывший однокашник решил «разобраться» с конкурентом.

«Местные заводы «ревели» от нас»

После этого неприятного случая Руслан продолжил развивать бизнес. В 2017 году он купил обанкротившийся завод ЖБИ в Полевском, и фирма переехала туда. Правда, перед этим пришлось разобрать завалы, которые остались в цехах, вывезти несколько грузовиков с мусором, залить новый пол и застелить протекающую крышу.

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU

В конце апреля 2021 года на заводе запустили новый швейцарский станок за 17 млн рублей, который выпускает полиэтиленовую оболочку диаметром до 1600 мм.

Появились первые иностранные клиенты. Чаще всего это были казахстанские компании, которые сами звонили на завод в Полевском, покупали трубы и везли их на родину. Руслан и Виталий решили присмотреться к этому рынку и поехали в Астану. Рынок оказался интересный, и в 2018 году компания открыла филиал в Казахстане. Арендовали офис, набрали сотрудников: кого-то нашли сами, кого-то переманили с местного трубного завода.

Планы строили глобальные — но столкнулись с серьезной проблемой. Оказалось, за качеством продукции в Казахстане следят больше, чем в России, и полевские трубы устраивают не всех. Чтобы это изменить, пришлось всерьез взяться за производства, потратить время и деньги.

Виталий Жук:

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны

— Мы купили новое немецкое оборудование, открыли отдел технического контроля, лабораторию. Первый год было тяжело, но я не жалуюсь — благодаря этому мы серьезно подтянули качество. После этого наши трубы стали охотно покупать в Казахстане — даже с учетом доставки они выходили намного дешевле. Цены мы «уронили» так, что местные заводы «ревели».

«Мер господдержки много, но мало кто о них знает»

Когда ПЗПТ освоил рынок казахстанской столицы, полевчане попытались выйти в регионы. С этим помог Центр поддержки экспорта Свердловской области, с которым Руслана и Виталия познакомили в областном Агентстве по привлечению инвестиций. Специалисты Центра помогли найти потенциальных иностранных покупателей. Благодаря их помощи в 2020 году компания отгрузила в Казахстан труб и деталей на полмиллиарда рублей.

Виталий Жук:

— Оказалось, мер господдержки для экспортеров много, только мало кто о них знает. В Центре поддержки экспорта помогли разобраться: рассказали, на что мы можем рассчитывать, что для этого сделать. Мы несколько раз разговаривали с руководителем Центра Татьяной Лагуновой. И она, и ее сотрудницы легко идут на контакт — видно, что заинтересованы в работе.

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU

На заводе работают два робота-сварщика из Японии и Швейцарии.

По словам Виталия, после истории с Казахстаном сотрудники Центра сами звонили ему и рассказывали о новых мерах поддержки, предлагали помочь. Последний пример — международная промышленная выставка «Металл-Экспо» в Москве.

Виталий Жук:

— Мы давно хотели туда съездить, но останавливала цена. Арендовать крупный стенд на выставке, где кроме тебя 550 компаний, дорого. Выкупать маленький — несерьезно для крупнейшего производителя труб ППУ в стране. В Центре поддержки экспорта предложили подходящий вариант и помогли с оплатой.

Купили новый завод в Питере

Вторым международным рынком для полевского завода стал Узбекистан. ПЗПТ зашел туда в конце 2020 года — первым среди российских заводов по производству труб ППУ. Сделать это оказалось непросто — чтобы «продавить» местных чиновников, потребовалось два года.

Полевчане ездили в Ташкент, встречались со столичным губернатором, министром ЖКХ Узбекистана, подписывали меморандум о намерениях. Даже организовали шеф-монтаж: привезли образцы, рассказали о продукции и провели мастер-класс по укладке теплосетей с изоляцией из пенополиуретана.

В стране до этого не работали с трубой ППУ и к новым изделиям относились осторожно, но россияне не сдавались. В Ташкенте начали перекладывать магистрали, которые лежали c советских времен. Работа предстояла огромная, и полевчане хотели откусить кусок пирога. Кусок получился солидным — за полгода ПЗПТ заключил контактов на четыре миллиона долларов.

НеМосква. Как основать в провинциальном городе фирму с выручкой 2 млрд и поставлять товар в другие страны
Фото: Игорь Черепанов для 66.RU

Шов слева варил робот. Справа — человек.

Здесь тоже выручил Центр поддержки экспорта Свердловской области, который сопроводил экспортные контракты по перевозке труб из России в Казахстан, организовал пересылку пробной партии и помог оформить товар на таможне. Льготы по транспортировке пришлись кстати и помогли выбраться из непростой ситуации, в которой неожиданно оказался завод.

Виталий Жук:

— В конце прошлого года компания купила новое производство, и все средства ушли туда. Рассчитывали на кредит, но банк затянул с выплатой, а на рассрочку транспортники шли неохотно. Это не металлурги, которые могут подождать оплату в 20–30 миллионов. В логистике миллион — уже чувствительная сумма. А для нас тогда и 300–400 тысяч были существенными деньгами. Поэтому транспортные субсидии, которые помог оформить Центр поддержки экспорта, нас здорово выручили.

Производство, о котором говорит Виталий, — предприятие в Санкт-Петербурге, где за последние полгода сделали ремонт и установили немецкие линии по заливке изоляции. Филиал будет выпускать трубы ППУ. Часть продукции пойдет на продажу в Калининград и страны СНГ. Часть оставят в Северной столице, где их… закопают в землю. Полевчане выиграли тендер на замену участка городских тепломагистралей и зарегистрировали в Санкт-Петербурге фирму, которая будет укладывать трубы. По словам Виталия, новый завод заработает в конце июля и выведет компанию из Полевского на первое место в отрасли по выручке.

Текст: Кирилл Кирягин для 66.RU