Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Стипендия была выше первой зарплаты». Начальник техотдела «Уралэлектромедь» — о безработном студенчестве

«Стипендия была выше первой зарплаты». Начальник техотдела «Уралэлектромедь» — о безработном студенчестве
Фото: 66.RU
Из-за пандемии COVID-19 и развития онлайн-образования в мире обострились дискуссии о классических университетах: нужно ли полноценное высшее образование или достаточно послушать лекции онлайн. В совместном проекте УрФУ и 66.RU — «Дело в вышке» — начальник технического отдела АО «Уралэлектромедь» (флагманская компания УГМК) Константин Тимофеев рассказывает, почему ни дня не совмещал работу с учебой, как бизнес-школа УрФУ прокачала его навыки и почему высшее образование не обязательно говорит об успешности.

Константин Тимофеев, начальник технического отдела АО «Уралэлектромедь», 34 года:

В 2009 году окончил металлургический факультет УГТУ-УПИ по специальности «металлургия цветных металлов» и устроился на АО «Уралэлектромедь» инженером-технологом. В 2013 году защитил диссертацию на тему «Сорбция тяжелых металлов из стоков горно-металлургических предприятий» и стал кандидатом технических наук. В 2014-м окончил Бизнес-школу УрФУ. Сейчас работает начальником технического отдела АО «Уралэлектромедь» и преподает в Техническом университете УГМК.

Моя семья — династия металлургов. Прадед был первым выпускником кафедры металлургии тяжелых цветных металлов металлургического факультета УПИ в 1930 году, дед окончил ее в 1961-м. Я поступил в 2004 году и продолжил семейный путь. Потом пошел по научной линии — защитил диссертацию и стал кандидатом наук.

Масштаб и самостоятельность университетской жизни поражали. Учеба не казалась простой, но ходить на вечеринки успевал. У нас были очень принципиальные преподаватели и сложные предметы. Но если учился и готовился к сессии, все давалось легко. Дискомфорта от учебы я не испытывал. В итоге закончил без четверок с красным дипломом. При этом не помню, чтобы постоянно сидел дома и корпел над конспектами. Учеба не входила в конфликт с моей личной жизнью: я спокойно ходил на вечеринки в клубы.

Образование — это основа, которая позволила мне состояться как личность. Во-первых, университет дал мне необходимый багаж знаний. Во-вторых, я получил много софт-скиллс навыков — умение коммуницировать и приспосабливаться, брать на себя ответственность. В моей профессии невозможно стать успешным без той теоретической базы, которую закладывают в университете.

Фразы типа «забудьте, чему вас учили» имеют место. Многие знания не пригождаются на работе. Сегодня для промышленных специализаций в университетах не хватает практики. В мое время студентов предприятия охотнее принимали на практику, а в советские годы тем более. Сейчас это гораздо сложнее. Сваливать все проблемы на вуз не стоит, ведь многое зависит от желания и стремления самого студента.

Я ни дня не работал во время учебы. Разве что мог подработать летом. Например, после второго курса устроился рабочим на завод «Уралредмет», а после третьего — на несколько месяцев уехал в США по программе Work and Travel и трудился там официантом. До сих пор вспоминаю то время с огромной ностальгией. И все это благодаря студенчеству.

Лучше сконцентрироваться на студенчестве, наработаться еще успеете. Хотя есть разные ситуации: для кого-то совмещение — это единственный выход к существованию. На 5-м курсе у меня был набор стипендий, сумма которых превышала мою первую зарплату. Я жил в свое удовольствие. Кроме того, до самого конца обучения помогал студентам с написанием курсовых и контрольных за деньги.

Я не планировал сразу после окончания вуза идти на работу. Все потому, что поступил в аспирантуру, но аспирантской стипендии ни на что не хватало, и я устроился на предприятие АО «Уралэлектромедь», где прошел все ступени — от инженера-технолога до начальника технического отдела. Сейчас я занимаюсь технической политикой и развитием предприятия.

Профессиональная деятельность депопуляризована. В глазах людей проще быть Даней Милохиным, ведь можно не напрягаться — надеть экстравагантное платье и записать забавное видео. Учеба и работа — это труд, но не вся молодежь хочет идти по этому пути.

Онлайн-обучение в лучшем случае дает 20% от знаний, которые можно очно получить в вузе. Это не заменяющий инструмент, сужу как преподаватель. Львиная доля образования должна быть очной, когда есть живой контакт между людьми. В онлайне у студентов меньше стимула концентрироваться. Онлайн-курсы возможны, но подменять ими все образование нельзя.

Успеха в профессии можно достичь только через упорный труд. По крайней мере, это мой опыт. По головам никогда не шел, подлости не приемлю: у меня другой характер. Надо стараться сделать больше, чтобы тебя заметили. Но не перерабатывать, потому что это может пойти только во вред. Люди, находящие грань между работой и переработкой, наиболее успешны.

Нужно выжать из студенчества максимум. Есть колоссальное поле для участия в разных активностях. Не зря говорят, что годы в университете — лучшее время в жизни. Чем активнее его проведете, тем ваша жизнь будет насыщеннее.