Как рассказал РБК Екатеринбург директор компании PRINZIP Геннадий Черных, за последний год рекордно выросли все затраты на стройку: материалы, в том числе инженерное оборудование и комплектующие, услуги ресурсоснабжающих компаний, оплату труда. Так, пиломатериалы с начала года поднялись в цене почти в три раза. Цены на материалы, по его мнению, часто поднимаются искусственно из-за высокого спроса, а на рост зарплат сильно повлияла нехватка мигрантов в период пандемии.
«Бывает, на какие-то виды работ, даже несложные, невозможно людей найти. У нас есть проект, где из-за нехватки таких подрядчиков стоимость за три месяца выросла в 2,5 раза», — уточнил застройщик.
По словам девелопера, раньше годовой рост цен укладывался в 7-8%, нынешний же он называет форс-мажором. К концу 2021 года, по Черных, стоимость всех материалов вырастет минимум вдвое в сравнении с концом 2020 года.
Из-за стремительного роста цен PRINZIP временно отложил запуск двух новых проектов и вернется к ним только после того, как рост цен остановится. В ближайшее время компания будет достраивать объекты, по которым уже есть обязательства.
— Нам выгоднее пока не расти. Для проектного финансирования на старте надо дать банку стоимость строительства. Как это сделать — я не понимаю. Если она будет завышенная, то банки ее не пропустят. Если низкая — придется потом обосновывать, почему нам нужно больше денег. Сегодня это тяжело. И если это будет происходить регулярно, то банк в результате может вообще остановить финансирование.
По мнению Геннадия Черных, другие компании с небольшим штатом также будут откладывать крупные проекты. В этом случае в 2023-2024 годах произойдет резкое снижение объемов ввода жилья.
Одним из ключевых факторов повышения стоимости стройматериалов стал рост цен на металлы на мировом рынке. На прошлой неделе Правительство РФ ввело экспортную пошлину в 15% для производителей черных и цветных металлов. Такое решение объяснялось необходимостью стабилизировать растущие цены на металлы. Однако сами металлурги заявляют, что это приведет к обратному эффекту.
— Введение пошлины на такие продукты не приведет ни к увеличению объема поставок на рынок РФ, ни к снижению цен для российских конечных потребителей. Поэтому можно констатировать, что пошлина носит исключительно фискальный характер и имеет целью прямое изъятие средств из отрасли. Таким образом, не выдерживает критики декларируемый тезис о стабильности налоговой политики, с учетом введения пошлины в одной отдельно взятой отрасли мера будет явно дискриминационной.
На предприятии пояснили — фиксация пошлины не ниже определенного уровня является рискованным шагом, поскольку в перспективе цены на мировом рынке металлов стабилизируются.
«Если цена на экспортный горячекатаный прокат снизится до среднего за последние несколько лет уровня, эффективная ставка пошлины составит 25%, что является запретительным даже для эффективных производителей», — отмечают на заводе.
В НЛМК-Урал подчеркивают, что экспортная пошлина затрагивает всю номенклатуру металлопродукции, включая ту, которая на российском рынке не продается или продается в малых объемах, например, стальные полуфабрикаты и чугун. Это создает реальную угрозу сокращения экспорта и производства, например, сортовой заготовки.
По мнению металлургов, в первую очередь пошлина отразится на электрометаллургии, которая работает на дорогом ломе. В целом эта мера приведет к пересмотру инвестиционных планов, особенно низкомаржинальных производителей, к снижению доходов регионов и замещению российских металлургов на экспортных рынках производителями Украины и Турции.
Глава компании «Атомстройкомплекс» Валерий Ананьев более оптимистично воспринял решение правительства.
— Повышение цены производителем абсолютно оправданно, если оно пропорционально росту валютной составляющей и зарплат, однако спекуляция на ситуации и кратный, необоснованный рост цен необходимо останавливать. Повышение пошлин на экспорт металла поможет снизить ценовую конкуренцию между внутренними потребителями и внешними, более платежеспособными. А значит, позволит оставить производимый продукт внутри страны и направить его на развитие экономики.
Президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников уверен, что абсолютное большинство коммерческих строек продолжится. По его мнению, у девелоперов сегодня нет оснований отказываться от своих будущих проектов или замораживать уже начатые работы.
— Есть отдельные кейсы, но это исключения. Поэтому я не вижу рисков падения объемов ввода жилья. Благодаря продлению льготной ипотеки рентабельность не снижается даже несмотря на резкое удорожание стройматериалов. Рост расходов компенсируется ростом цен на недвижимость. В Екатеринбурге есть только несколько локаций, где низкая рентабельность. Например, Компрессорный или окраины Эльмаша. Это стоп-факторы для банков, такие проекты неохотно кредитуют. В остальных территориях сохраняется норма рентабельности.
Вместе с тем под угрозой срыва сегодня большинство бюджетных строек, отмечает глава гильдии. Такие договоры заключаются с твердыми ценами, и нынешние резко выросшие цены никак не укладываются в старые сметы.
Эта проблема, по словам Вячеслава Трапезникова, касается большинства контрактов, заключенных в период с конца 2019 года по настоящее время. По его словам, такие договоры придется расторгать и заключать новые, с актуальными ценами.
«Формально для госконтрактов предусмотрен коридор повышения цены в 10%, но там очень обременительная процедура, и большинство исполнителей не могут им воспользоваться. Под понятие форс-мажора резкое повышение цены тоже не подпадает, уже есть судебная практика. Исполнитель, подписывая контракт, несет все риски», — пояснил он.
Глава гильдии отметил что на федеральном уровне приняты некоторые послабления, но они касаются только госконтрактов стоимостью от 100 миллионов рублей. И даже среди них под эти нормы подпадают только 10% заказов.