Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

«Первичным подбором вакансий занимаются боты». Какие инструменты появились у эйчаров из-за коронавируса

интервью
5 июля 2021, 17:44
Фото: предоставлено 66.RU сервисом «Авито Работа»
Сегодня крупные работодатели нуждаются в большом количестве сотрудников на однотипные вакансии. А «серые» и «синие» воротнички – в стабильной зарплате и лояльном начальстве. И все это желательно побыстрее. Сервисы поиска работы привлекают «роботов», чтобы удовлетворять потребности рынка труда.

Пандемия коронавируса обрушила рынок занятости. По данным департамента по труду и занятости населения Свердловской области, за 11 месяцев 2020 года число безработных в Екатеринбурге выросло в 12 раз. С марта по октябрь тысячи людей, занятых в сфере общепита, развлечений, фитнес-индустрии и других, остались без работы. Поначалу государство поддерживало их, повысив пособия по безработице и назначив разовые выплаты, однако с началом 2021 года эти меры постепенно отменили. Кто-то смог вернуться к работе по специальности. Но многие вынуждены были искать себя в других сферах.

Сегодня HR-специалисты (те, кто занимается подбором и управлением персоналом, — прим. ред.) и службы занятости фиксируют недостаток кадров в массовых специальностях. Сервисам поиска работы приходится разрабатывать новые инструменты под запросы соискателей и работодателей. О современных HR-тенденциях корреспонденту 66.RU рассказал Артем Кумпель, управляющий директор сервиса «Авито Работа».

— Какие приоритетные требования к работе у свердловчан вы фиксируете?

— Среди главных ценностей в работе у соискателей из Екатеринбурга — высокий уровень заработной платы (75%), лояльное начальство (56%), близкий по духу коллектив (53%). Только для 31% важно, чтобы обязанности были интересными. Аудитория массовых профессий хочет найти работу быстро (в течение недели), с удобным графиком и желательно рядом с домом.

— Найти работу за неделю — это реально? Порой ждать отклика на вакансию приходится 5–7 дней, а потом еще собеседование, иногда проверки…

— Сейчас сервисы поиска работы стараются сократить путь между соискателем и компанией. Достаточно открыть вакансию и напрямую позвонить работодателю. У нас это можно, мы не скрываем прямые контакты компаний. Тут же записаться на собеседование. А уведомления сервиса помогут вовремя приехать на встречу, подсказав маршрут.

Особенность кандидатов массовых профессий в том, что они часто не знают и не умеют заполнять резюме. Что написать, если ты водитель-дальнобойщик на протяжении 15 лет? Однако для работодателей это важно, иначе непонятно, как фильтровать подходящих кандидатов. Мы видели эту проблему и поэтому запустили чат-бота. Он «задает» простые вопросы об опыте, навыках, предыдущих местах работы и желаемом функционале. В такой легкой форме создается мини-резюме, достаточное для первичной фильтрации. Это помогает рекомендовать подходящие под опыт работы и навыки вакансии, находить предложения, максимально удобные по графику и месту работы.

«Первичным подбором вакансий занимаются боты». Какие инструменты появились у эйчаров из-за коронавируса
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

— Что же тогда в приоритете у работодателей?

— Им тоже важна скорость. Востребован массовый найм, когда необходимо быстро найти большое количество сотрудников на однотипные вакансии. С точки зрения HR-специалиста — это огромное число ручных рутинных операций. Сервисы поиска работы стремятся их упростить и автоматизировать с помощью технологий машинного обучения. Основная их задача — предоставить компаниям подборку максимально подходящих кандидатов на ту или иную вакансию. Эти инструменты упрощают работу кадровых служб с большим количеством запросов от соискателей.

— Что это за инструменты? Приведите пример.

— Приведу пример с «Авито». Например, человек зашел на сайт, чтобы снять квартиру и купить коляску. Технологии «под капотом» сервиса предполагают, что при смене места жительства можно предложить человеку вакансии в районе, где он чаще всего смотрит квартиры. Или же предложить удаленную или частичную занятость, предполагая, что при уходе за ребенком на полный день кандидатка точно не выйдет. Сервис «предлагает» подходящую вакансию в виде пуш-уведомления на телефон или подсказки от чат-бота в мессенджере: мол, посмотри, рядом с тобой есть подходящая должность.

Для работодателей подсвечиваются те соискатели, которые по алгоритмам ресурса больше всего нацелены на поиск работы, то есть больше смотрят вакансии, откликаются. Все эти данные собирают программные технологические комплексы. Никаких операторов, ведь через сервис может проходить до 50–60 млн человек каждый месяц и вручную это сделать невозможно.

— Означает ли это, что благодаря IT профессия эйчара становится менее востребованной?

— Нет. Финальное решение все равно остается за рекрутером. Полностью автоматизировать процесс подбора персонала невозможно. Работа эйчара меняется: собеседования все чаще проходят онлайн, в оборот входят электронные трудовые книжки. Компании поняли, что они могут сэкономить свое время на поиске персонала и быть более эффективными.

— Какими еще способами работодатель при помощи интернет-ресурсов может оптимизировать свою деятельность?

— Например, в часы пиковых нагрузок привлечь персонал на смену 4-5 часов. Мы как раз запускаем проект подработки совместно с партнером GigAnt. Почти 1,5 млн соискателей ищут на «Авито» возможность совместить подработку с основной занятостью. Например, менеджер по работе с клиентами работает в режиме 2/2. У него есть свободное время, чтобы выйти мерчендайзером в магазин возле дома.

— Ваши прогнозы: как будут меняться сервисы поиска работы в ближайшее время?

— Время сейчас непростое, ситуация меняется каждые полгода. Соискателю важно найти надежную компанию. Значит, будет спрос на гарантию стабильности работодателя. Работодатель же заинтересован платить не просто за размещение вакансии, а за конкретного человека, который вышел к нему на работу. В обоих случаях у нас есть что предложить. Продуктовые изменения будут уже этой осенью.

— «Авито Работа» концентрируется на массовых специальностях. Какие вакансии сегодня наиболее востребованы?

— Несколько лет спрос остается неизменным. По-прежнему нужны водители, кассиры, грузчики, младший врачебный персонал. Это так называемые «серые» (работники сферы обслуживания) и «синие воротнички» (рабочие, занятые физическим трудом). Безусловно, пандемия внесла свои корректировки: теперь уже невозможно представить жизнь без возможностей доставки, а значит, без упаковщиков, курьеров и так далее.

«Первичным подбором вакансий занимаются боты». Какие инструменты появились у эйчаров из-за коронавируса
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

— В погоне за более высокой зарплатой готовы ли жители Екатеринбурга переезжать в столицу?

— Вы знаете, мы весной проводили исследования рынка перед официальным запуском представительства «Авито Работы» в Екатеринбурге. Особенность города в том, что здесь практически отсутствует желание уехать. Люди не стремятся переезжать в более крупные города в поисках перспективной вакансии. Мы отмечаем большую миграцию соискателей из области. Но эта тенденция присуща большинству российских регионов.

Дарья Борисова