Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Как жить-то будете?» Архитектор оргсистем «Брусники» – о том, почему необходимо совмещать работу и учебу

«Как жить-то будете?» Архитектор оргсистем «Брусники» – о том, почему необходимо совмещать работу и учебу
Фото: 66.RU
Из-за пандемии COVID-19 и развития онлайн-образования в мире обострились дискуссии о классических университетах: нужно ли полноценное высшее образование или достаточно послушать лекции онлайн. В совместном проекте УрФУ и 66.RU — «Дело в вышке» — архитектор организационных систем девелопера «Брусника» и выпускник физтеха УПИ Вячеслав Мизгулин рассказывает, почему не ценил универ, когда был студентом, и о том, почему атрибутами успешности часто прикрывают внутреннюю пустоту.

«Это не мое» — я часто слышу эту фразу. Фактически она — признание того, что человек не разобрался в жизни. Если нет внутренней целостности, то всегда будешь недоволен то одним, то другим своим делом.

Не представляю, как можно получить те знания, которые мне дал университет, через экран ноутбука. Вспоминая университетскую тусовку, понимаю, что не у всех студентов была такая же интересная учеба, как у меня. Да, я знаю людей, которые успешны и без высшего образования. Но я все же убежден, что популярное сегодня онлайн-обучение не заменит функцию университета.

Физтех у меня в крови. Здесь учился и работал мой отец. Школьником родители водили меня в УПИ (ныне УрФУ) и показывали, как устроен корпус. Здание казалось мне космосом. В постсоветские годы в университете еще оставалась атмосфера высокой науки и инженерии, чувствовался дух романов братьев Стругацких. Я очень хотел здесь учиться, родителям даже не пришлось меня заставлять.

Я никогда не сомневался в том, что, поступив в УПИ, сделал правильный выбор. Честно говоря, никогда ни в чем не сомневаюсь и ни о чем не жалею: просто делаю. О верности моего выбора говорит и то, что с физтехом я не порвал до сих пор: иногда читаю лекции, работаю с аспирантами, планирую защищать докторскую. Мое обучение не прекращается с 2004 года, в котором я впервые пришел на лекцию.

Университет — это про науку. Но, как и в мои студенческие годы, так и сейчас на физтехе ощущается творческая атмосфера, когда, с одной стороны, студенты посещают лекции, а с другой, играют на гитарах и поют со сцены. И это гармонично.

Я не до конца ценил универ в бытность студентом. Во время учебы я не задумывался о ее важности — просто плыл по течению. И это нормально. После окончания физтеха я узнал, что учился по очень востребованным программам, которых на тот момент в России не было почти ни в одном вузе.

Студенчество помогло мне достичь внутреннего счастья. По крайней мере, я понял, что это такое. Во время учебы на физтехе я занимался профессиональным делом, играл в волейбол и баскетбол, выступал на концертах, рисовал — и все это делал в команде. А еще влюблялся и научился разбираться в девушках.

Совмещать учебу и работу — необходимость. Без применения знаний на практике обучение бесполезно. Если не получается работать и учиться одновременно, как жить-то дальше будете? Любой нормальный человек после университета совмещает общение с родителями, женой, детьми, друзьями, работу, хобби, отдых, путешествия. Умение существовать в перегруженном графике и все успевать — это одна из тех вещей, которым нужно учиться в университете.

Мне не нравится слово «успешность». Я предпочитаю говорить о внутреннем счастье. Ничего, кроме этого состояния, для благополучной жизни не нужно. То, о чем я говорю, максимально субъективно, и я не хочу никому навязывать свою точку зрения. У большинства студентов очень приземленное понимание успешности: хорошая машина, брендовая одежда, яркие ботинки, всемирная или хотя бы всероссийская популярность. Часто на публику транслируются совершенно другие ценности, но внутри это именно так — многие через это проходят.

Атрибутами успешности часто прикрывают внутреннюю пустоту. Стереотипы об успехе ломают жизнь многим людям. Они залезают в кредиты, чтобы купить машины и квартиры, потом много работают, чтобы погасить долг. В результате им не хватает времени на семью и друзей. Погоня за внешними атрибутами успеха не оставляет человеку пространства, где он может быть счастливым. Это порой приводит к серьезным психическим расстройствам.

Счастье нельзя найти где-то вовне. Счастье — результат внутреннего производства каждого человека. Люди как бы генерируют свое состояние счастья или несчастья в зависимости от поступков и мыслей, которые себе позволяют.

Мой совет студентам: выкладывайтесь по полной в любом деле. И неважно, о чем идет речь — презентации для семинара, выступлении на большой конференции или маленькой просьбе от подруги. То, что сегодня кажется неважным, может полностью изменить жизнь завтра. Некоторые из нынешних студентов постоянно говорят, что в университете дают много ненужного. Вы либо уходите из этого вуза, либо попробуйте выжать максимум из обучения и не тратьте время на всякую чушь. А вообще, в силах каждого сделать из любого дела что-то значимое и действительно важное.