Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Российское авторское общество Никиты Михалкова подает иски в суд от имени сотен мертвых правообладателей

8 июня 2021, 18:49
Российское авторское общество Никиты Михалкова подает иски в суд от имени сотен мертвых правообладателей
Фото: РИА Новости / Евгения Новоженина
Как рассказал 66.RU юрист Евгений Дедков, организация часто подает иски от имени умерших авторов. Нередко в них фигурируют такие истцы, как Петр Чайковский.

Юрист Евгений Дедков опубликовал пост в Facebook, в котором рассказал, что в одном деле Российское авторское общество (РАО) подало к одному из его московских клиентов иск о присуждении авторского вознаграждения. Согласно информации в иске, вознаграждение требуют в пользу 341 умершего лица.

Как объяснил юрист 66.RU, такие дела появляются часто. «Это иски РАО к кинотеатрам за использование музыки, которая включена в фильмы. У нас в городе по такой же схеме в прошлом судился кинотеатр «Салют». Апеллируют в РАО к Постановлению правительства от 1994 года. В нем утвердили, что 3% выручки кинотеатры должны платить в качестве вознаграждения за использование музыки» — пояснил Евгений.

По словам юриста, РАО действует не по доверенностям конкретных авторов, которые просят защитить их право, а по Свидетельству о государственной аккредитации. «Это позволяет им предъявлять конвейерные иски. Они просто смотрят деятельность кинотеатров за календарный год, находят там список фильмов, определяют выручку и на всю выручку начисляют 3%. После этого они идут с иском в суд».

Кроме того, спецификой таких дел становится то, что в них участвует колоссальное количество истцов. «Процессуальный заявитель в деле — РАО, а истцов мы насчитали от 2500 до 3000».

Как подчеркивает Евгений Дедков, в большинстве случаев произведения охраняются авторским правом в течение 70 лет после смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). «Но охрана — это охрана. А у нас иски указаны от конкретных лиц, включая, например Петра Ильича Чайковского».

Юрист заявляет, что если бы в текущем деле РАО предоставило документы, которые бы доказали, что произведения до сих пор находятся под охраной и вознаграждение требуют наследники автора, тогда его клиент бы выплатил необходимую сумму. «Но они этого делать [предоставлять документы] категорически не хотят, настаивая именно на текущей редакции — в пользу мертвых лиц. Надеюсь, такого не произойдет», — заключает Евгений.

Однако в судебной практике уже есть прецедент, когда РАО выиграло подобное дело. «Дело по первой инстанции рассматривалось арбитражным судом ХМАО-Югры. Там вопрос касался выступления трибьют группы Garage dayz с концертом «Metallica и Симфонический оркестр», которое прошло в Сургутской филармонии в 2018 году. РАО обратилось с иском о взыскании компенсации за нарушение авторских прав, поскольку у группы не было договора. Суд первой инстанции удовлетворил иск, апелляция в первой инстанции оставила решение без изменений».

Но даже в этой ситуации все не так однозначно. «Суд третьей инстанции — суд по интеллектуальным правам — прислушался к доводам о том, что в числе лиц, которые были указаны как авторы и в интересах которых заявили иск, было несколько уже умерших человек. Например, там был итальянский композитор Эннио Морриконе, который умер в 2020 году. Суд сказал, что это неправильно. Решение первой инстанции отменил и отправил на новое рассмотрение», — рассказал Евгений Дедков.