Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Для старта хватит 2 млн рублей. Как открыть бизнес, который переживет любую пандемию

Для старта хватит 2 млн рублей. Как открыть бизнес, который переживет любую пандемию
Фото: предоставлено 66.RU героем публикации
Пандемия коронавируса стала драйвером роста для медицинского бизнеса. Оборот и прибыль крупнейших сетевых медицинских лабораторий, благодаря тестированию на COVID-19, удвоились за 2020 год. По оценке эксперта из Российского экономического университета имени Плеханова, тесты на определение коронавируса принесли частным лабораториям около 42 млрд рублей выручки. 66.RU подсчитал, сколько стоит открыть свою лабораторию в городе-миллионнике и как скоро можно выйти на окупаемость.

Елена Филиппова открыла свою первую лабораторию «Гемотест» в 2014 году. Для покупки франшизы не потребовалось профильного медицинского образования. У Елены уже был свой торговый бизнес, однако не выдержал нестабильности российской экономики и постепенно сошел на нет. Ставка на медицину оказалась верной — за шесть лет женщина открыла три точки. Последняя заработала в разгар пандемии коронавируса — летом 2020 года.

Чтобы открыть лаборатории, Елена и ее муж переоборудовали два имеющихся у них помещения и арендовали еще одно. Для того чтобы открыть одно отделение «Гемотеста» в Челябинске, рассказывает предприниматель, нужно как минимум два миллиона рублей — это паушальный взнос по франшизе, ремонт и закупка оборудования.

По словам Елены, когда они выходили на Челябинский рынок медицинских лабораторий, на нем уже было довольно тесно — работали федеральная сеть «Инвитро» и местная лаборатория «Прогрессивные медицинские технологии». Франшизу предлагали «Инвитро» и неизвестный шесть лет назад в Челябинске «Гемотест». Выбирая между двумя компаниями, Елена Филиппова остановилась на последнем. По ее словам, подкупил четкий план по созданию отделения и готовность прийти на помощь.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Помещение

Главное — определиться с районом и выбрать локацию с высокой проходимостью. Чтобы нормально разместить отделение, нужно помещение площадью от 90 квадратных метров. В каждом таком медицинском центре есть кабинет врача, гинекологии, процедурный кабинет, комната для медперсонала и помещение для отходов класса «Б». В Челябинске аренда обходится в 80–90 тыс. рублей в месяц без учета коммунальных расходов.

Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Ремонт и оборудование

Это основная статья расходов. На переделку помещения и закупку необходимого для исследований оборудования уходит около полутора миллионов рублей.

В процедурный кабинет нужно закупить медицинский шкаф для хранения расходных материалов, центрифугу, холодильник, кушетку, столик для взятия крови. В гинекологический — также шкаф, гинекологическое кресло и лампу. Часть суммы уходит на оборудование помещения бактерицидными лампами для обеззараживания воздуха. Сами биоматериалы отвозят в лабораторию в Москву.

Персонал

Одна из самых больших сложностей, как и в любом другом бизнесе, — подбор персонала, отмечает Елена Филиппова. Сотрудники отрасли, по ее словам, предпочитают работать на государство, поэтому приходится привлекать конкурентной зарплатой и отношением к персоналу, сохраняя кадры. Всего в штате восемь человек. В каждом отделении по два человека — администратор и медсестра. Еще два сотрудника не закреплены за конкретными точками и могут подменять в случае необходимости.

Фото: предоставлено 66.RU героем публикации

Реклама

В 2014 году, когда медлабораторию в Челябинске еще не знали, приходилось существенно вкладываться в рекламу — нанимать промоутеров, расклеивать листовки в лифтах, заказывать баннеры. Пандемия, из-за которой пострадали многие сферы бизнеса, сделала бренд узнаваемым.

Елена Филиппова, предприниматель:

— Поначалу, когда всех заперли по домам, был страх, сможем ли сохранить бизнес и обеспечивать минимальные платежи по аренде и зарплатам. Но болезни никто не отменял, люди стали снова ходить в лаборатории и сдавать анализы. Тем более что «Гемотест» одним из первых начал проводить ПЦР-тесты на коронавирус. Это сыграло нам на руку — мы стали узнаваемы.

Сейчас «Гемотест» — одна из пяти самых популярных франшиз в России по версии РБК, и много денег на раскрутку не требуется. В среднем на рекламу уходит порядка 30 тыс. рублей в месяц.

Фото: Анна Коваленко, 66.RU

На точку безубыточности отделение выходит за 3–5 месяцев работы. Вложенные инвестиции возвращаются через полтора-два года.