Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В космос не летала, но знаю, как жить на других планетах. История испытательницы марсианских станций

6 июня 2021, 18:00
Анастасия Степанова в 25 лет поняла, что занимается не тем, к чему лежит душа, бросила привычную работу и стала участвовать в экспериментах по моделированию пребывания человека на Марсе. Она была членом экипажа таких международных проектов, как «Марс 160» и «Сириус-19». Кроме того, Анастасия стала первой в мире женщиной, на которой изучали влияние микрогравитации на организм человека. Свою историю она рассказала на конференции TEDx. 66.RU передает текст этого выступления.

В детстве думала, что когда вырасту, мы будем жить на Марсе

В детстве я считала основы астрономии самой интересной книгой. Для меня это было самой волшебной сказкой. Когда узнала, что плотность Юпитера и Сатурна почти такая же, как у воды, представляла, что мы прилетим на эти планеты и будем просто проплывать их.

Все свое детство читала научную фантастику. Эти книги посеяли во мне представление об идеальном будущем с исследованиями космоса и путешествиями на другие планеты. Тогда я думала, что когда мне исполнится 25 лет, мы точно уже будем жить на Марсе или на Луне.

Но когда мне исполнилось 25, ничего такого не было. Я работала PR-менеджером и журналистом. Меня все время сопровождала мысль о том, что я живу не свою жизнь и не следую своему пути. Но однажды решила, что мы живем только один раз и должны заниматься тем, что мы любим. Так я начала участвовать в частных космических проектах.

Полгода в симуляторе марсианской станции

Я узнала про некоммерческую организацию The Mars Society. Эта компания и ее президент Роберт Зубрин строят исследовательские станции, которые симулируют условия на Марсе. Такие станции находятся в пустыне штата Юта и на необитаемом острове в Арктике.

Однажды я случайно встретила Роберта в Москве — он приехал, чтобы выступить с лекцией. Он открыл для меня возможность поучаствовать в проекте «Марс 160», в рамках которого экипаж из шести человек должен был провести три месяца на станции в пустыне Юты и еще три месяца на арктической исследовательской станции (Flashline Mars Arctic Research Station).

Мы моделировали свое поведение, как будто только приземлились на Марс и начали исследовать планету. Прежде всего мы начали искать жизнь — это было нашей главной целью. Кроме того, у нас было несколько инженерных и научных проектов и другие исследования.

Условия проживания на станции

Для меня важнее всего было осознание, что это моя мечта и именно этим я хочу заниматься по жизни. Конечно, легко рассуждать, лежа на диване, что ты будешь таким же крутым, как Мэтт Дэймон в «Марсианине». Но совсем другое дело оказаться реально в условиях постоянных ограничений. Несмотря на трудности, это был один из лучших периодов моей жизни.

С каждым опытом понимала, что все больше хочу летать в космос

После окончания «Марс 160» я вернулась в Москву. Решила, что продолжу двигаться по пути к своей мечте, и получила второе высшее в инженерии. Тогда же начала подготовку к тому, чтобы подать заявку на вступление в отряд космонавтов в России.

Я начала работать в Институте медико-биологических проблем РАН (ИМБП РАН) — это ведущая организация, с 1960-х годов изучающая космическую медицину и биологию. В 60-х здесь проводили уникальный эксперимент: трое мужчин провели в изоляции год на крошечной космической станции в центре Москвы.

С тех пор институт проводит многие другие эксперименты с изоляцией — например, «Марс 500» [имитация пилотируемого полета на Марс, которую с 2007 по 2011 год проводила Россия с широким международным участием. Во время эксперимента шесть добровольцев находились в замкнутом комплексе 520 суток. Эксперимент был максимально приближен к реальному пилотируемому полету на Марс с возвращением на Землю].

В 2019 году начался новый эксперимент вместе с NASA под названием «Сириус», в котором я также принимала участие. Мы провели четыре месяца в симулируемой орбитальной лунной станции. У нас были жесткие ограничения в еде и воде, отсутствовал интернет, и мы даже не видели солнечного света.

Экипаж проекта «Сириус-19»

За время этого эксперимента я поняла, что еще больше хочу быть космонавтом. Не только летать на МКС, но и на Луну и Марс. Это безумная мечта. Но я надеюсь, что смогу дожить до момента, когда это станет возможным.

Первая в мире испытала на себе влияние микрогравитации

После окончания «Сириус-19» я продолжила работать в ИМБП в качестве инженера станции. Мы делаем все возможное, чтобы люди могли жить безопасно и комфортно на станциях.

Моя любовь к участию в экспериментах также сохранилась. В ИМБП был проект «Сухое погружение», в котором мы исследовали негативные последствия микрогравитации [очень слабая гравитация, как в орбитальном космическом корабле].

Для этого устанавливают огромную заполненную водой ванну, накрывают водонепроницаемой пленкой и помещают на пленку испытуемого. Там он лежит несколько дней, и с его телом происходят изменения. За 50 лет, которые проводится этот эксперимент, ни разу в роли испытуемых не было женщин.

Но в октябре 2020 года «Сухое погружение» началось с участием женщины. Я стала первой испытуемой в мире и провела в этой ванне три дня. За это время поняла, что человеческое тело подстраивается под любые условия очень быстро. Уже через день после начала эксперимента в моем организме произошли некоторые изменения: в частности, я потеряла 2,5 литра жидкости, а спина растянулась так, что я стала выше на 1 см.

Сейчас мы продолжаем проводить этот опыт и сравниваем, как меняются тела женщин и мужчин в условиях микрогравитации. Эти исследования очень важны, потому что когда будет возможность полететь на Марс, туда отправятся вместе мужчины и женщины.