Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Папа выходного дня. Как воспитывать ребенка, если он живет не с вами

29 марта 2021, 14:10
Колонка
Папа выходного дня. Как воспитывать ребенка, если он живет не с вами
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Для бесед с сыном у него мало времени — один выходной, два вечера в будни и утренние часы, когда мальчика нужно отвести в садик. Леонид Стариков, глава компании «Недремлющее око», говорит, что научился использовать каждую минуту.

Я хочу поделиться лайфхаками, как мне удалось сохранить прекрасные отношения с сыном и кайфовать каждый раз, когда мы проводим время вместе.

Здесь потребуется дисклеймер. У меня нет психологического образования и я не штудировал книги в поисках готовых решений, как воспитывать ребенка. Все описанное ниже — личный опыт и способы, которые работают конкретно у меня. Я не претендую на истину в последней инстанции.

Итак, моего сына зовут Лев, ему шесть лет и три из них мы не живем вместе.
Первый раз Лев подкинул мне испытание практически сразу, как мы разъехались. Задал прямой вопрос: «Почему теперь так?»

Я мог придумать какую-нибудь отговорку, в конце концов, сбить с темы трехлетку не очень сложно, но он был очень серьезен, и я постарался ответить максимально честно. Я сказал — все люди хотят быть счастливы и большинство изменений в жизни как раз связаны с поисками счастья. Что такое счастье, я объяснил на примерах, напомнив сыну о моментах, когда он чувствовал себя счастливым, играя с друзьями или распечатывая новую игрушку.

Этот диалог запустил во мне мощный процесс рефлексии — благодаря ему я понял сразу несколько вещей.

Оказывается, даже трехлетние дети способны абстрактно мыслить, и если натренировать скилл, то можно объяснить и о чувствах, и об ответственности, и об уместности, и обо всем остальном.
Потом я вспомнил, как родители давали мне ремня в детстве, ощущение беспомощности, предательства самых близких людей и обиды с немым вопросом: «За что?». К этому добавилась простая мысль: я же не пытаюсь бить взрослых людей, когда они не выполняют мои просьбы, тогда получается, что ребенка я бью, потому что могу. Это очень отрезвляющая мысль, так как быть человеком, который бьет детей просто потому, что может, — последнее, что хочется про себя думать.

Дети — это полноценные люди со своими желаниями, картиной мира и представлениями о важном. В детстве родители выключали телек на середине серии «Утиных историй», потому что в их картине мира это «всего лишь мультик» — мне было обидно до слез, а они, наверное, думали: «Какой истеричный ребенок у нас растет». Это воспоминание помогло не отмахиваться от мнения ребенка, а принимать его в расчет.

Так я научился спрашивать и слушать ответы Льва о том, что у него на уме и чем важным он занят. Ну и в свою очередь объяснять, что конкретно я от него хочу, почему так и какие последствия будут, если Лева не выполнит мою просьбу.

Первые несколько раз он тестировал границы и неотвратимость последствий, но, убедившись, что все происходит так, как папа предупреждал, принял правила игры.

Одновременно с запретами я стал предлагать Льву альтернативы. Пожалуйста, сделай это для меня сейчас и я отблагодарю тебя в будущем. Или — я с радостью куплю тебе эту машинку, но прежде хотел бы, чтобы ты рассказал мне, как она устроена. Кто-то скажет: «Фу, торговался с ребенком». Но я отвечу, что вся наша жизнь состоит из компромиссов и переговоров и чем быстрее ребенок освоит этот инструмент, тем проще ему будет жить.

В итоге оказалось, что переговорный навык — это золотой лайфхак. Благодаря ему я не видел детской истерики уже три года. Лев перестал пользоваться детским шантажом и предпочитает договариваться полюбовно. Главное условие — давать ему возможность выигрывать переговоры, принимать его аргументы и время от времени уступать в спорах. Тогда начинает работать положительное закрепление, и навык входит в обиход.

Собственно, это работает вообще для любого умения, неважно, для взрослых или детей. Но для детей критически важно выстраивать причинно-следственные связи и проговаривать логику событий. Например, когда Лев учился читать, я показывал ему плюсы этого умения, предлагая прочитать ценник на игрушке, которую он просил купить, соглашаясь на это в случае успеха.

Вообще, встраивать теорию в практику очень интересно для нас обоих. Однажды мы со Львом договорились — когда мы вместе, то смотрим не мультики, а всякие образовательные документалки вроде NatGeo или Discovery. 90% этого контента мне залетает с таким же интересом, что ему. И вот, посмотрев документалку про леопардов, мы решили выяснить, что общего с ними у нашей домашней кошки. Мы заприметили, что кошка пытается охотиться на воробьев за окном, шипит и огрызается, если отрывать ее от еды, и так далее. Потом я взял это на вооружение, и после документалки о мостах мы ездили смотреть, как устроен Макаровский мост, а однажды упали на хвост бетономешалке, чтобы выяснить, куда она везет раствор. В общем, лайфхак с документалками тоже оказался очень успешным.

Еще одна важная вещь — это кружки и секции. Поначалу мне было жалко потраченного времени — нужно куда-то специально ехать, там сидеть/ждать, потом возвращаться, в общем, у меня появлялся негатив, мешавший проводить время вместе. Выход оказался очень простым — я решил составить сыну компанию. Сейчас мы вместе ходим в бассейн — пока он занимается с тренером, я плаваю на соседних дорожках. Думаю, такую же схему можно провернуть на боксе или скалолазании.

Вещь, конечно, очевидная, но стоило немного сблизить интересы, и вот мы уже гоняем по музею военной техники в Пышме, или изучаем минералы в геологическом, или слушаем вживую лекцию Колмановского про последние открытия ученых в 2020 году.

Надеюсь, заложенный фундамент позволит пройти еще много квестов и ошибок. Без них, наверное, не обойтись.