Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В особняке у Михайловского кладбища показывают старые фильмы на кинопленке. Вам стоит туда сходить

В особняке у Михайловского кладбища показывают старые фильмы на кинопленке. Вам стоит туда сходить
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Двухэтажный особняк на Блюхера рядом с Михайловским кладбищем занимает Свердловский фильмофонд. Здесь каждую неделю показывают раритетные фильмы на пленке. Сотрудники фильмофонда влюблены в кино и работают в этой индустрии уже несколько десятилетий. Они уверены, что пленка — это единственный вечный носитель кинокартин и он лучше цифровых передает глубину и атмосферу.

Особняк на Блюхера, 4 Свердловский областной фильмофонд занимает последние 70 лет. На первом этаже — небольшой зрительный зал на 34 места, киноаппаратная, монтажная и архив пленок. На втором работают специалисты по цифровому кино.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Здесь для всех желающих не только показывают фильмы, но и проводят экскурсии. Занимается этим режиссер неигрового кино Олег Балмашев. По его словам, на площадке сохранили возможность описать процесс создания фильмов в СССР: «Людей, которые знают производство, осталось очень немного. Последние фильмы на пленки снимали лет 20 назад. Поэтому новое поколение даже не знает, что это. А здесь все осталось со старых времен».

За работу с пленкой отвечает главный специалист по ремонту и реставрации фильмокопий Ольга Михайлова. Ольга начала работать с пленкой, когда ей было 24 года. «Я искала работу, и мне знакомые подсказали, что на киностудии набирают людей. Вот я туда и попала. С тех пор началась моя эпопея с кино — больше никогда я ему не изменяла. Я долго работала на киностудии, потом ушла в военный кинопрокат, а потом пришла сюда — здесь тогда было киновидеообъединение. И вот уже 17 лет я работаю в фильмофонде».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Кинотехнологии СССР, которые работают до сих пор

Экскурсия начинается с киноаппаратной.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Здесь стоят два кинопроектора — каждому больше 40 лет, — с которых до сих пор каждую среду показывают фильмы.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Так выглядит изображение на пленке. Благодаря проектору оно увеличится в несколько сотен раз

Из киноаппаратной Ольга и Олег ведут в кабинет ремонта и реставрации пленки. В коридоре по пути к нему стены увешаны оригинальными старыми афишами. Видно, что они были мятые и распрямить до конца их не удалось.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

В монтажной стоят три стола — за двумя из них работают Ольга и ее коллега Марина, а третий используют как выставочный экспонат.

Фото: Григорий Постников, 66.RU
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Как говорит Олег, до сходства с настоящей монтажной здесь не хватает только стеллажей, заполненных коробками с пленками. «Сначала кино снимали на негатив, потом все это рвали и складывали в банки, где дубли лежали по отдельности. Режиссер выбирал нужные кадры и давал монтажеру, чтобы их склеить. В итоге получалась такая штуковина 300 метров в длину — и это только одна часть фильма. Обычно кино состояло из 10–12 частей».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

После того как была окончена немая работа, начинали укладывать звук. Трудность была в том, что реплики героев, шумы и музыку записывали на разные пленки. В итоге при монтаже получалось так, что фильм из 10 частей весил практически 300 кг: 25 кг — коробы с изображением плюс 250 кг — звук.

Потом под командованием звукооператора все звуки сводили в одну пленку и делали перезапись. Далее консилиум из всех участников процесса принимал картину, после чего на пленку с картинкой впечатывали звук, и тогда работа с негативом была закончена. Затем ее отдавали в монтажную. Здесь сотрудники, подобно Ольге Михайловой, проявляли пленку.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Синяя дорожка внизу пленки — это звук.

В монтажной, где работает Ольга, также установлены стеллажи с раритетной техникой — проекторами и камерами.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

На такой модели — Конвас-автомат — снимали большую часть советского кино. В частности, документального: все репортажи, хронику снимали с рук. Чтобы записать две минуты, требовалось 60 метров пленки.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Это коллекционные аппараты, на которых показывали кино. Посередине стоит первый отечественный 16-миллиметровый кинопроектор 1935 года выпуска. На нем показывали только немое кино.

3000 фильмов на пленке

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Все фильмы фонда хранят в нескольких помещениях архива — здесь всегда поддерживается определенная влажность и температура. На стеллажах стопками лежат банки с пленками: одна стопка — один фильм. Оригинальных лент нет: все это — кинокопии. Самая старая из них была сделана в 1957 году — фильм «Папиросница от Моссельпрома» 1924 года выпуска. Еще один старый фильм — «Броненосец «Потемкин» 1925 года — также был записан в 50-е. Как говорит Ольга Михайлова, их до сих пор показывают, и, вероятно, еще лет 30 эти ленты останутся в том же качестве.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

В архиве наглядно показано, как изменился формат носителей фильмов — с пленок до флеш-карт. Несмотря на компактность носителей, Олег уверен, что единственным «вечным» форматом останется пленка. «Несколько лет назад я был в Третьяковской галлерее, и там стоял короб с кассетами, которые раздавали бесплатно. Уж не знаю, брал их кто-то или их выкинули потом. Они никому не нужны. А вот настоящая пленка — это на века».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

«Люди ничего не знают о нашем фонде»

Областной фильмофонд появился в 1925 году. Основоположником считают Вениамина Метенкова — он открыл первую кинопрокатную контору для установки оборудования и обслуживания электротеатров Урала. Сначала фильмофонд занимал площадку кинотеатра «Колизей». С 1940-х годов кинопрокатная контора располагалась в небольшом здании на углу улиц Ленина и Вайнера — за Театром драмы. А с 50-х годов фонд переехал в двухэтажный особняк на Блюхера, 4.

Сейчас фильмофонд занимается репертуарным планированием в 28 кинотеатрах в муниципальных образованиях региона. А на самой площадке регулярно показывают фильмы — билеты стоят от 50 до 80 рублей. А, например, по вторникам днем проходят киноланчи, каждую среду в шесть вечера показывают фильмы на пленке.

По понедельникам в фильмофонде собирается киноклуб «Третье тысячелетие» — он существует уже 15 лет, и большую часть времени им руководит Олег Балмашев. Раньше Олег работал на Свердловской киностудии и снимал кино. Но, как рассказывает режиссер, после 2009 года на студии закончилось финансирование и большинство тех, кто там работал, ушли. А сам он со временем перешел сюда.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

«Подавляющее большинство людей ни о кино, ни о нашем фонде не знают вообще ничего. А у нас есть практически единственный зал, где показывают 35-мм пленку — настоящее кино. Даже факт того, как ее заряжают, производит впечатление».

Также здесь проводят экскурсии и творческие встречи — например, с режиссерами Алексеем Федорченко и Мариной Чувайловой.

Работница фильмофонда Татьяна Луткова занимается организацией киносвиданий и праздников на площадке. «У нас на каждое мероприятие большой выбор фильмов и несколько тарифов — от базового, когда люди просто бронируют зал, до премиум, когда мы обеспечиваем гостей конфетами, фруктами и шампанским. Киносвидания мы уже лет шесть проводим, и это постоянно пользуется спросом. Например, некоторые приходят просто посмотреть видео со своей свадьбы или любимого концерта на большом экране».