Под поправки подпадают отечественные вузы, музеи, библиотеки и другие организации или частные лица, которые запускают бесплатные или коммерческие курсы и программы, проводят лекции, куда могут попасть все желающие.
В РАН призывали отозвать законопроект о контроле властей за просветительской деятельностью, заявив, что он затормозит популяризацию науки из-за большого количества бюрократических требований.
Вот какие изменения внесли в закон:
- Минпросвещения ограничит круг тех, кто может легально заниматься просвещением.
- Высшие учебные заведения должны получать заключения Минобрнауки или Минпросвещения для подписания соглашений о международном сотрудничестве. По мнению авторов проекта, это необходимо в целях недопущения «негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс». При этом новые нормы не коснутся заключения соглашений об обучении иностранцев.
- Весь контент нужно согласовать — в частности, не должно быть «недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также [информации] для побуждения к действиям, противоречащим Конституции».
Нормы должны вступить в силу с 1 июня 2021 года.
- Законопроект № 1057895–7, в разработке которого участвовал уральский депутат Андрей Альшевских, внесли в Госдуму в ноябре 2020 года. Четырнадцать соавторов документа, депутатов и сенаторов, решили «поставить заслон негативному влиянию извне» в сфере российского просвещения.
- В Общественной палате ученые раскритиковали идею госконтроля за просвещением, а президиум Российской академии наук потребовал отозвать законопроект. Декларацию ученых и популяризаторов науки опубликовало издание «Троицкий вариант — наука». Ее подписали больше тысячи человек, среди которых два ученых из Екатеринбурга.
- Другая петиция, которая также требует отзыва законопроекта, размещена на сайте Change.Org. Ее подписали больше 237 тыс. человек. Автор, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов, в разговоре с «Ъ» отметил, что под крайне широкое определение просветительской деятельности попадают сайты, YouTube-каналы, подкасты.