В детстве я проводила почти все выходные с семьей на даче, где любила купаться в речке и ходить за грибами. Я училась в культурологическом лицее, где наравне с обычными предметами с первого класса преподавали японский язык и философию. По словам родителей, меня с детства возмущала несправедливость и чаще всего от меня слышали фразу «Это нечестно».
Наверное, уже тогда было предопределено, что я буду работать в сфере культуры. Когда мне было 12 лет, папа спросил, кем я хочу быть. Я ответила — либо кардиохирургом, либо работать в рекламе.
Я отучилась в университете по специальности «PR». Как-то нам дали задание — выбрать место в городе, которому требуется ребрендинг. Совершенно не помню, что выбрала сама, но моя одногруппница Юля остановилась на ребрендинге ЦПКиО — из советского парка нужно было сделать новое место силы. Меня эта идея поразила и воодушевила своими масштабами. И теперь я смогла осуществить университетскую мечту.
Я рано начала работать — в газете, в рекламном агентстве, в торговом центре. В конце концов пришла в музыкальную индустрию, где провела 10 лет и многому научилась. А главное, поняла: то, что я делаю, может менять город. Весь мой жизненный опыт складывался так, чтобы я могла заниматься комплексным развитием территорий.
Я понимаю, что сейчас города соревнуются за то, чтобы быть комфортными для развития бизнеса и креативных индустрий. Для этого город должен быть комфортным, безопасным и устойчиво развивающимся. Но главное — он должен давать возможность горожанам проводить время в общественных местах.
Парк, в котором я оказалась, не был «своим» местом для большинства активных горожан. Передо мной встал вопрос — как люди становятся частью общественных пространств? Я пришла к выводу, что их могут объединить ценности.
Обычно понятие «ценностей» используют в бизнесе или теме личностного роста. Но, на мой взгляд, общественным пространствам они еще более важны. Без них невозможно построить работу с городскими сообществами или долгосрочную стратегию развития.
Ценности общественного пространства определяются внешним и историческим контекстом, а также функциями конкретного места. В первый месяц работы я сформулировала ценности парка. Они включили в себя безопасность и комфорт, культуру и отдых, экологичность и сохранение исторического наследия. Именно на этом строилась вся наша работа.
Самый первый рабочий день я начала с обхода территории. Мы стояли около входной группы — у арки, которая является памятником архитектуры и практически единственным, что осталось со времен основания парка. На ней висел баннер. Своим первым распоряжением я убрала его, и мы наконец увидели архитектурную форму, которая сильно изменила входную группу. Красота вообще многое определяет в нашей работе.
Вначале было не очень понятно, как охватить парк полностью — он по территории как два Ватикана. Но мы придумали очень простой способ — на каждом обходе фотографировали все, что было дисгармонично и уродливо. В альбоме набралось почти 500 страниц, и за полгода мы почти все это изменили маленькими шагами.
Все это имело потрясающий эффект — люди начали говорить, что в парке стало чище. Но дело в том, что здесь никогда не было грязно. Был только визуальный мусор — баннеры и киоски.
Чтобы понять, что поменялось за последнее время, нужно посмотреть на парк — точнее, каким он был раньше — через призму наших ценностей. Возьмем, например, безопасность и комфорт. В старом ЦПКиО это ставилось под сомнение: родители переживали за детей, когда те катались на древних аттракционах, бизнес сталкивался с ситуациями, как в 90-е, а гигантская неосвещенная лесная территория не вызывала доверия. Одна моя подруга всегда называла ЦПКиО «парком маньяковского».
Нам удалось решить эти проблемы. Мы провели аудит аттракционов и демонтировали небезопасные. Новая политика в отношение бизнеса дала толчок к развитию связей — гастрономическое сообщество первым поддержало нас, и здесь появился близкий по духу горожанам общепит.
Наступило лето, растаял снег, и к нам пришла новая аудитория. Люди часто благодарили меня за то, что я разрешила сидеть на газонах. Но мы ничего не делали — не ставили таблички, не давали указания службе безопасности. Просто людям стало комфортно вести себя так — лежать на газоне, обедать пиццей с коллегами и проводить здесь детские дни рождения.
В день ВДВ ни один человек не искупался в фонтане, и впервые за много лет нам не пришлось вызывать полицию, чтобы остановить драку. Вместо этого мы в этот день провели концерт филармонии.
Люди часто меня благодарят за то, что стало с парком. Так я понимаю, что мы на верном пути. Но всего этого не было, если бы моя команда не разделяла ценности и если бы они не совпадали с ценностями парка Маяковского. Главное, что нас объединяет, — мы хотим сделать место, где живем, лучше. И не просто хотим — мы не можем ждать, пока кто-то сделает это за нас.
Если для вас что-то важно, не ждите, пока Катя Кейльман придет и сделает райский сад из ЦПКиО. Мы живем в уникальное время, когда каждый формирует ту среду, тот город, ту страну, которые хочет иметь.