Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Мне в этом видится много параллелей»: историк – о возвращении из Германии в Россию Ленина и Навального

«Мне в этом видится много параллелей»: историк – о возвращении из Германии в Россию Ленина и Навального
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Основатель СССР Владимир Ленин в 1917 году возвратился из эмиграции в «пломбированном вагоне», переезд которого по своей территории организовали власти Германии. На прошлой неделе, 17 января, из Германии рейсом «Победы» возвратился в Россию оппозиционер, глава Фонда борьбы с коррупцией (признан Минюстом иностранным агентом) Алексей Навальный. Историк, преподаватель УрФУ Андрей Ермоленко увидел в этом много параллелей: обоих оппозиционеров действующие власти считали и считают иностранными агентами, обоим помогла Германия и, наконец, обоих на родине встречало большое количество сторонников. Подробное мнение Ермоленко — в авторской колонке на 66.RU.

Сегодня, в годовщину смерти вождя мирового пролетариата, уместно вспомнить о необычной истории появления Владимира Ленина в России в апреле 1917 года. Мне в этом видится много параллелей с возвращением другого известного оппозиционера — нашего с вами современника.

Итак, март 1917 года. Ленин в эмиграции в Швейцарии уже почти 10 лет — уехал из России еще в 1907 году после неудачной первой русской революции. С огромным удивлением Владимир Ильич узнает о Февральской революции в России и об отречении Николая II от престола. Ленин был уверен, что с монархией придется бороться много лет, и сомневался, что вообще сможет дожить до победы революции.

«Срочно! Срочно в Россию!» — подгонял он Надежду Константиновну Крупскую. Но вернуться из Швейцарии было непросто: идет мировая война. Германия — враг, уехать через Францию или Великобританию — большой риск. Во-первых, в странах Антанты эмигрантов могли бы арестовать как пораженцев (они ратовали за выход России из войны), во-вторых, немецкие подводные лодки на Севере никто не отменял. Владимир Ильич даже подумывал о покупке самолета или о нелегальном пересечении границы с поддельным шведским паспортом под видом глухонемого шведа.

В результате, как вы знаете, Ленин и его сотоварищи через своих швейцарских партнеров договорились с правительством Германской империи о переезде в так называемом «пломбированном вагоне». Немцам же было выгодно доставить оппозиционеров в Россию — как минимум для того, чтоб дестабилизировать обстановку в стране противника, как максимум — обеспечить выход России из войны.

Вагоны, которые везли Ленина и его спутников по территории Германии, обладали экстерриториальностью, следовали без досмотра. С местным населением путешественники не контактировали, из вагонов не выходили. Все «сношения» с окружающим миром вели немецкие сопровождающие — они доставляли свежие газеты, продукты, пиво и молоко (с эмигрантами следовало двое малолетних детей). Затем пассажиры пломбированного вагона пересели на пароход и добрались через Швецию до Финляндии — а это уже российская территория — и оттуда в Петроград.

Ленин шел на большой риск. Уже на российской границе его вполне могли арестовать как «иностранного агента», обвинив в сотрудничестве с немцами. Однако, наоборот, в Петрограде ему устроили пышную встречу. Грандиозный митинг у Финляндского вокзала тоже вошел в историю — именно там Ленин, взобравшись на броневик, в первый же день пребывания в России громогласно объявил о непримиримой позиции коммунистической партии. К этому митингу Ильич совсем не был готов, все случилось экспромтом: и броневик, и заявления. Это только на следующий день он формулирует краткую программу партии в знаменитых Апрельских тезисах.

Был ли Ленин действительно «немецким шпионом»? Лично я — сомневаюсь. Думаю, что просто на короткий период цели Германской империи и коммунистической партии совпали, вот и все. И вообще, возвращение в апреле было сопряжено с огромным риском. И этот риск чуть было не реализовался летом, когда Ленина действительно обвинили в связи с немцами и едва не арестовали — он тогда скрылся в Разливе и жил в шалаше, помните? Но это уже совсем другая история.

Не знаю, сравнивал ли уже кто-то «пломбированный вагон» с рейсом «Победы» из Берлина. Мне кажется, параллелей очень много.

P. S.: Обратите внимание на документ «Условия проезда эмигрантов через Германию», подписанный Лениным и спутниками. Надежда Константиновна подписалась как «Frau Lenin».