Законопроект № 1057895–7, в разработке которого участвовал уральский депутат Андрей Альшевских, внесли в Госдуму в ноябре 2020 года. Четырнадцать соавторов документа, депутатов и сенаторов, решили «поставить заслон негативному влиянию извне» в сфере российского просвещения.
Отечественные вузы, музеи, библиотеки и другие организации, а также частные лица запускают бесплатные или коммерческие курсы и программы, проводят лекции, куда могут попасть все желающие. Без регулирования со стороны государства в такую деятельность могут вмешиваться «антироссийские силы», считают авторы законопроекта.
Эти силы якобы «бесконтрольно реализуют в школьной и студенческой среде <…> пропагандистские мероприятия, в том числе <…> направленные на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя».
Законопроект получил положительное заключение от правительства России. «Вводимое правовое регулирование представляется актуальным», — говорится в правительственном отзыве. Вот что предлагают авторы:
Просветители другого мнения — в Общественной палате ученые раскритиковали идею госконтроля за просвещением, а президиум Российской академии наук потребовал отозвать законопроект, пишет «Радио Свобода» (признано Минюстом РФ иностранным агентом). Декларацию ученых и популяризаторов науки опубликовало издание «Троицкий вариант — наука». Ее подписали больше тысячи человек, среди которых два ученых из Екатеринбурга.
«Просветительство и популяризация науки — наш профессиональный и гражданский долг, для выполнения которого нам не требуется чье-либо разрешение. <…> Мы продолжим заниматься просветительской деятельностью, не признавая правомочности тех ограничительных мер, которые могут быть введены на основе этого закона», — сказано в декларации.
Другая петиция, которая также требует отзыва законопроекта, размещена на сайте Change.Org. Ее подписали больше 101 тыс. человек. Автор, ведущий научный сотрудник ГАИШ МГУ Сергей Попов, в разговоре с «Ъ» отметил, что под крайне широкое определение просветительской деятельности попадают сайты, YouTube-каналы, подкасты. Среди российских ресурсов можно вспомнить Arzamas, YouTube-каналы типа TED или Третьяковской галереи, подкасты — «Розенталь и Гильденстерн», «Вопрос ученому» и другие. Все это, если не будет согласовано, может формально попасть под закрытие.
«Государство должно помогать университетам и школам, но не учить эти университеты и школы, как правильно любить родину, как изучать историю и с какими иностранными коллегами общаться. <…> Думцы продолжают жить по Ленину и видят в государстве самоценную машину подавления чужих свобод», — считает бывший профессор Высшей школы экономики Гасан Гусейнов.
Юрист правозащитного центра «Мемориал» (признан Минюстом РФ иностранным агентом) Татьяна Глушкова замечает, что поправки в закон об образовании могут коснуться не только тех, кто осознанно занимается просвещением, но любых распространителей информации.
«Например, если я публикую в интернете статью «Что делать, если вы купили бракованный товар», я занимаюсь «деятельностью, направленной на распространение знаний». Если я провожу мастер-класс по вышивке, то это «деятельность, направленная на распространение навыков». Оба занятия подпадают под определение просветительской деятельности. <…> Вся просветительская деятельность, согласно законопроекту, должна будет теперь осуществляться на условиях и под контролем правительства РФ», — объясняла она изданию «Мел».
Повлиять на принятие закона сложно, однако петиция и протест научных организаций могут привлечь внимание к нему. Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы, коммунист Олег Смолин тоже выступает против законопроекта — и рассчитывает добиться его переработки до второго чтения. «Противники России пытаются изолировать нас с помощью санкций, а авторы законопроекта помогают это делать», — говорит он.