Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Татьяна Мерзлякова о рабстве в домах труда: «Желание не столько наказать кого-то, сколько легализовать»

10 декабря 2020, 14:54
Татьяна Мерзлякова о рабстве в домах труда: «Желание не столько наказать кого-то, сколько легализовать»
Фото: Анастасия Кеда, архив 66.RU
В Екатеринбурге и других городах существуют реабцентры, клиенты которых, в надежде получить помощь, оказываются в рабстве: они работают за еду, живут без связи с близкими и не знают, как спастить. Уполномоченный по правам человека Татьяна Мерзлякова будет решать проблему «точечно».

Сотрудникам аппарата уполномоченного известно о случаях удержания людей и невыплаты им заработной платы — в конце 2019 года уполномоченный приняла три таких жалобы. Как рассказала 66.RU Татьяна Мерзлякова, некоторые из них расследовали правоохранители.

Омбудсмен видит решение проблемы в легализации подпольных работных домов. По ее мнению, они должны стать чем-то вроде хостелов, где постоялец оплачивает жилье и питание, одновременно работает и получает зарплату. «[Сейчас владельцы работных домов] не платят налогов и отдают какую-то долю за то, что их крышуют. Никогда не поверю, что ни один полицейский не знает, где они находятся», — заметила Мерзлякова в беседе с 66.RU.

Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека в Свердловской области:

Татьяна Мерзлякова о рабстве в домах труда: «Желание не столько наказать кого-то, сколько легализовать»

— Они не спрятаны, все равно их когда-нибудь разгонят, разнесут. <…> У нас большое желание не столько наказать кого-то, сколько легализовать [такие организации] и вытаскивать ребят оттуда. А вытаскивать мы умеем.

Однако пока масштабных изменений не предвидится: аппарат будет «точечно» работать с обращениями от тех, кто оказался в подневольном положении, или владельцев подобных организаций, которые захотят выйти из «тени». Омбудсмен считает, что работать легально таким домам выгоднее при существующем высоком спросе на рабочую силу.

Жертвами работных домов оказываются мигранты, люди без жилья и приезжие из небольших населенных пунктов, которые едут в надежде найти крышу над головой и работу. По словам Татьяны Мерзляковой, подобные организации существуют не только в Екатеринбурге, но и в отдаленных территориях области, где нужна рабочая сила для рубки леса.

  • 66.RU подробно рассказывал о домах труда и реабцентрах, где под видом избавления человека от зависимости постояльцев заставляют работать за еду и ночлег. В некоторых случаях человека могут лишить связи с родными, изъять телефон и личные документы.
  • Не все организации такие, но чем агрессивнее реклама — например, множество расклеенных по городу листовок, — тем выше вероятность большой текучки в таких учреждениях, и это должно настораживать.
  • За легализацию работных домов выступает не только свердловский омбудсмен. Основатель движения «Альтернатива» Олег Мельников считает, что в России нужно ввести всеобщее лицензирование домов труда, обязать их заключать с постояльцами трудовые договоры и оформлять банковские карточки для начисления заработной платы.