Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Экоактивист Анна Балтина: «Обрезка тополей под пень превращает их в трансгендеров»

10 ноября 2020, 13:48
Колонка
Экоактивист Анна Балтина: «Обрезка тополей под пень превращает их в трансгендеров»
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Последние десятилетия тополя переживают волну хейта. Они некрасивые, летом производят килограммы пуха, собирают моль и легко ломаются во время сильного ветра. В ноябре, во время кронирования тополей у Нижнеисетского пруда, подрядчик оставил от них высокие пни и заявил, что деревья вообще нужно «ликвидировать». Активистка сообщества «Парки и скверы» Анна Балтина готова с ним поспорить. Она считает, что во всех проблемах тополей виновата непрофессиональная обрезка, и в колонке на 66.RU объясняет, что с этим можно сделать.

— В XIX веке тополя были модными — их специально выписывали из-за границы. Есть два примера, подтвержденные специалистами: тополя были первыми для озеленения Невского проспекта в Санкт-Петербурге, и их привезли из Европы. В Екатеринбурге возле сада Нурова, там, где раньше была своеобразная Рублевка — улица Архиерейская с богатыми усадьбами, тоже растут четыре тополя. Правда, они сейчас в ужасном состоянии.

После Великой Отечественной войны города продолжили озеленять тополями. Они быстро растут, неприхотливы, дешевы и первые по выполнению экологических услуг. Улицы быстро зеленели.

Тополевый сад в Оренбурге, который заложили в 1889 по инициативе городского головы. До 1914 года там работал летний театр, где давали гастроли.

Тополь — это дерево третьего яруса, то есть высокое и с объемной кроной. Тополь улавливает больше пыли, поглощает больше шума по сравнению с другими деревьями. Тополь вырабатывает уникальные фитонциды [— летучие биологически активные вещества, которые убивают или подавляют развитие бактерий, микроскопических грибов, простейших]. Эти фитонциды защищают человека от кожных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, от радиации. Поэтому в уральских промышленных городах их высаживали специально.

Ненависть к тополям родилась недавно. Я считаю, что это связано с общей неухоженностью таких деревьев, непоследовательностью в уходе за ними. Для правильной обрезки дерево нужно прежде всего обследовать, затем привлечь специалистов — и осторожно кронировать. Я замечала в Екатеринбурге несколько правильно омоложенных тополей, один из них — перед Белым домом, в сквере у Драмтеатра.

Гораздо проще, быстрее и легче никого не привлекать, а кронировать «под пень» и превратить здоровое дерево в инвалида. Вот что получается. Раньше высаживали мужские особи — они меньше «пушат». После болезненного кронирования тополь приспосабливается как может и иногда меняет пол — и начинает «пушить».

Экоактивист Анна Балтина: «Обрезка тополей под пень превращает их в трансгендеров»
Фото: Владимир Тищенко, пресс-служба администрации Екатеринбурга

Обрезка тополей в Екатеринбурге

Срезы дерева после обрезки «под пень» не обрабатывают, и тополь не защищен от паразитов. Ослабевшие деревья привлекают моль, иногда развивается гниль. И даже если внешне тополь выпускает большие боковые ветви, они легко ломаются, а ствол внутри из-за паразитов оказывается полым. Получается, мы кронируем деревья, потому что мы не знаем, что с ними делать, и своими действиями лишь усугубляем ситуацию.

Решить проблему можно: нужно написать программу по замене деревьев в городе, просчитав все ресурсы. Но и тогда без тополей не обойтись — куда без них на Химмаше и в других промышленных районах. В природе существует 99 видов тополей. Некоторые из них в принципе кронировать не надо.

А необоснованная ненависть к тополям — это невежество чистой воды, хуже которого ничего нет.

  • В начале ноября на берегу Нижнеисетского пруда на Химмаше начали кронировать тополя. У деревьев срубили все ветви и оставили высокие пни. Против такого способа омоложения выступил местный житель — ему удалось договориться с администрацией, где пообещали «учесть мнение горожанина».
  • При этом ни чиновники, ни подрядчик не считают, что что-то нарушили. Подрядчик утверждает, что обрезает тополя под пень, чтобы деревья не падали при сильном ветре.
  • На работы по кронированию потратили 417 тыс. рублей. Такие же контракты выполняют и в других районах города — обрезка деревьев начинается глубокой осенью.