Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
46326 +381
Выздоровели
38544 +383
Умерли
1027 +9
Россия
Заразились
2295654 +26338
Выздоровели
1778704 +17247
Умерли
39895 +368

«Мы сами ушли на дистант четыре года назад. Возвращаться не планируем». Опыт семьи, где дети учатся дома

27 октября 2020, 18:06
Колонка
«Мы сами ушли на дистант четыре года назад. Возвращаться не планируем». Опыт семьи, где дети учатся дома
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Из-за растущего числа новых заболевших в регионе начали ужесточать коронавирусные ограничения. Университеты и техникумы уже отправили на дистанционное обучение, а родителям школьников в кошмарах снится день, когда на дом переведут и детей. Пока некоторые в панике ждут нового этапа онлайн-обучения, есть те, кто давно осознанно перешел в этот формат на постоянной основе. Двое из пяти детей Екатерины Костаревой уже четыре года учатся онлайн. Как рассказала Екатерина в колонке 66.RU, сделать это несложно, а жизнь семьи станет проще и интереснее.

Две старшие дочери — им сейчас по 15 лет — с четвертого класса учатся дома. Ушли по ряду причин, но решающим было то, что мы жили за городом и каждый день надо было ехать по часу до школы. Кроме того, тогда я уже знала, что дистанционное обучение существует и такой формат обучения не порицается в обществе.

Наверняка дело отчасти и в том, что мы с мужем любим узнавать новое и очень мобильны. Семья переехала из Екатеринбурга в Москву, а потом в Крым на время карантинов. Для меня перед переездом было важно, чтобы дети осознали, что Урал — их родина и что это особое место. Девочки тогда уже не учились в обычной школе, и у нас нашлось время на плотный экскурсионный график и вылазки с геологом в область. Кажется, что эти несколько месяцев в краеведческом интенсиве были важнее для детей, чем целый год в школе. Мы полноценно наблюдали красивую уральскую весну и лето в походах, к тому времени уже выйдя из системы стандартного образования, не без труда вписываясь в графики художественных и музыкальных школ.

Конечно, у нас возникают некоторые трудности со сдачей экзаменов и выбором педагогов — приходится нагонять и брать дополнительных репетиторов. Будет сложно вписаться в систему, но далеко не всем это надо. Особенно нынешнему космополитичному поколению.

Уйти на дистант можно за три минуты

Когда только выходили на дистант, сделать это было непросто. Девочки учились в одной из гимназий Екатеринбурга, и нам предложили отчислиться, чтобы «не занимать места». Но за четыре года многое изменилось. В московской школе просто попросили заполнить заявление на заочную форму — на это понадобилось три минуты и пара сообщений в мессенджере.

Первоочередным для нас было сформировать характер дочерей. Благодаря онлайн-обучению они сначала формируются как личности, а потом добирают знания. При этом мотивацией становятся не экзамены, а что-то более глобальное. Девочки сами могут определять, с кем им взаимодействовать, а с кем не нужно, чувствуют людей. Они все время делают выбор. У нас в семье четкая установка, что взрослая жизнь не наступает в какой-то определенный момент и нужно всегда поступать осознанно. Дистанционное обучение привело к тому что я в них вижу навыки, которых у меня к их возрасту не могло появиться.

Переход на семейную форму обучения показал, насколько у меня самой в голове порядок и как я могу рассказать материал детям. Мы научились активно посещать музеи и лекции, часто были на мероприятиях Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ). Это метапредметный подход к образованию — переход к единому восприятию окружающей действительности, а не по отдельным дисциплинам. У старших сформировалось понимание, что мир — это плотная материя, как губка, которая пронизана информацией и все в ней неразрывно связано.

К онлайн-обучению нужно привыкнуть

Многие родители находятся в шоковом состоянии и, скорее всего, столкнулись с дефицитом разных ресурсов — времени, знаний, душевных сил. Плюс раньше они не видели изнутри, как учатся дети в школе, а теперь все вместе оказались в онлайн-классе и у них паника.

Мы ко всему адаптировались — к тому, что дети все время рядом и учатся с 6-7 утра. Педагоги живут в других регионах, и получается всем комфортно. Только в этом году удалось выстроить занятия так, чтобы они начинались максимально рано. Родители часто досконально следят за тем, как дети учатся, но я из тех, кто имеет представление об общей картине, но детально не вникает, доверяя выбранным педагогам и ориентирам.

Не все вдохновившие нас на онлайн знакомые остались в таком обучении до текущего момента. Но нам все понравилось, и мы до сих пор в этом.

Дистант нужно пробовать в разных форматах

Я не фанат, который рекомендует дистант абсолютно всем, но для многих это может оказаться неожиданным вариантом, который разгрузит семейную обстановку. Кроме того, не надо переживать, что у детей в школе выше социализация. У всех все по-разному — в нашем случае было важнее комьюнити в музыкальной и художественной школах. Сейчас их тоже перевели на дистант, и в принципе это неплохо — порой человеку, особенно подростку, нужно время просто побыть со своими мыслями, почитать книги.

В дистанте надо пробовать разные форматы — нет такого, что ты ушел в онлайн и у тебя сразу наметилась образовательная траектория. Она может меняться со временем.

Сейчас платформ стало гораздо больше, чем когда мы начинали. Девочки занимаются в Foxford. Занятия проходят в форме лекций, после которых дети выполняют задания. Нас не совсем все устраивает в таком виде, поэтому у детей есть репетиторы по некоторым предметам. Но при этом его удобно использовать в виде дополнительного ресурса даже тем, кто ходит в обычные школы. Можно посмотреть еще «Онлайн школа №1» и «ИнтернетУрок». От последнего я отказалась в свое время — мне показались там педагоги недостаточно зажигательными.