Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Этот парк особенный — он для деревьев». Альтернативный план реконструкции Дендрария на Первомайской

21 октября 2020, 09:57
«Этот парк особенный — он для деревьев». Альтернативный план реконструкции Дендрария на Первомайской
Фото: Facebook, Екатеринбургская городская Дума, Антон Матвеев
В Екатеринбурге к концу года должны закончить разработку концепции реконструкции дендропарка на улице Первомайской. На его территории растет более 300 видов древесной растительности, в том числе нехарактерные для уральских широт деревья и кустарники. Из-за этого дирекция парка не планирует принципиальных изменений. По просьбе «Парков и скверов» архитекторы бюро Plan B создали свой вариант проекта. В нем они рассказали, как сохранить приоритет растений и при этом обустроить пространство для жителей города. Альтернативный план реконструкции передали в администрацию города и редакции 66.RU. Публикуем его целиком – лишь с небольшими литературными правками.

Немного истории

Территория района Втузгородок начала развиваться только в 1930-х годах. До этого город оставался в пределах современной улицы Восточной, за ее границами начинались леса и поля. Современная улица Блюхера была Березовским трактом.

Новый генеральный план Большого Свердловска предполагал строительство городка высших технических учебных заведений к востоку от города. Здесь должен был возникнуть кампус для университета, разместиться здания уральского филиала Российской академии наук, а также жилье и инфраструктура для преподавателей, студентов и ученых. Примерно в это же время начинается строительство Пионерского поселка — преимущественно это были индивидуальные одноэтажные дома с участками.

Территория Втузгородка в 1956 году. Красным квадратом на карте отмечена территория научно-исследовательской станции. Застройка Втузгородка неплотная, Пионерский поселок представляет собой частный сектор.

ВТУЗ и Пионерский были не единственными строящимися районами города в этот момент. Так же бурно шло развитие Уралмаша и Эльмаша, застраивалась территория Сенной площади, возводились новые жилые дома на ВИЗе и в районе вдоль железнодорожных путей, известном сегодня как Сортировка. Все эти районы требовали не только нового жилья, но и благоустройства. Необходимы были сотни саженцев, чтобы озеленить растущий город.

Для этого на окраине Втузгородка, почти у самой границы застройки города, организовали научно-исследовательскую станцию озеленения. Здесь высадили множество растений, привезенных из разных уголков СССР и даже с других континентов. Тут растения акклиматизировались, и потом их использовали для разведения и озеленения новых районов Свердловска.

Шли годы, население города росло, Втузгородок стал одним из центральных районов, в Пионерском поселке должно было начаться строительство многоквартирных жилых домов, научно-исследовательская станция больше не находилась на окраине. В 1962 году ее территорию впервые открыли для посетителей как дендрологический парк-выставку.

Территория Втузгородка в 1962 году. Красным квадратом на спутниковом снимке отмечена территория будущего дендрологического парка. Застройка Втузгородка становится более плотной.

Это была первая глобальная реконструкция территории, когда из закрытой площадки только для ученых и сотрудников она превратилась в музей под открытым небом. Над проектом работал архитектор Моисей Вениаминович Рейшер.

Корректировка проекта планировки бывшей опытной станции Зеленого строительства АКХ. (Дендрарий на Мира — Первомайской.) Автор проекта — Рейшер. Из архива Музея архитектуры и дизайна.

Территорию благоустроили для посещения, дорожки проложили между уже существующими деревьями, на заболоченной территории сделали большой пруд. В центре парка разбили детскую площадку с плескательницей — небольшим искусственным водоемом, который сейчас считают неработающим фонтаном.

Так парк выглядел после реконструкции:

В 2020 году город опять задумал реконструировать эту территорию. Дирекция парка вместе с проектировщиком активно работает над проектом, в середине октября проходили презентации концепции. Мы — инициативная группа горожан — в этом материале хотим задать несколько вопросов и сделать несколько предложений до того, как проект окончательно утвердят. Нам кажется важным прежде, чем начать проект реконструкции, ответить на главный вопрос: в каком направлении будет идти развитие парка?

Что такое городской парк? Кто в парке главный?

Здесь хочется немного поразмышлять о том, что такое парк вообще.

Мы не будем брать в расчет необустроенные дикие природные территории, а также разные городские пустыри, самостоятельно зазеленевшие без помощи человека. Давайте поговорим о тех зеленых зонах, которые создает и поддерживает город.

Парки бывают разные. Давайте представим себе шкалу, на одном конце которой находится какой-нибудь абстрактный ботанический сад, а на другом — абстрактный центральный парк культуры и отдыха.

Ботанический сад работает с понедельника по пятницу с 9 до 18 и еще, возможно, берет плату за вход. На этой территории приоритет отдан растениям, все сделано для их удобства, их комфорта. После растений по приоритетности идут работники парка, ученые, которые должны спокойно работать на своей научной площадке в удобное для них время. И в качестве просветительской деятельности туда иногда пускают посетителей, которые готовы соблюдать все строгие правила, ходить по дорожкам и слушать, что им говорят.

Центральный парк культуры и отдыха — это место, где приоритет отдан посетителям. Здесь все для них, можно валяться на газоне, кормить белок, проводить массовые мероприятия. Необходимы кафе и туалеты для удобства посетителей, спортивные и игровые площадки, нужно много твердого покрытия, чтобы люди могли гулять. На втором по приоритетности месте находятся сотрудники парка. Им должно быть удобно убирать парк с помощью спецтехники, ухаживать за неприхотливыми растениями, изредка ремонтировать вандалоустойчивое оборудование.

Здесь описаны абсолютные крайности, но между ними на шкале можно расположить те или иные парки.

Так вот по своей концепции научно-исследовательская станция была как раз местом с полным приоритетом растений и работников. В 1962 году она сделала небольшой шаг в сторону посетителей, став дендрологическим парком-выставкой. Территория стала открыта, однако по концепции это был скорее музей с дополнительными функциями. Но обстоятельства вокруг дендрария опять изменились.

Территория была оборудована для того, чтобы быть музеем, но сегодня ее все больше используют как обычный городской парк — здесь занимаются спортом, гуляют с детьми, люди проводят тут много времени. Старое благоустройство парка не выдерживает такой нагрузки — работники дендрария указывают на вытоптанные газоны, оголенные корни деревьев, сломанные ветки.

И теперь в рамках реконструкции нам всем предстоит ответить на вопрос: хотим ли мы осознанно изменить схему использования этого парка, сдвинуть его больше в сторону ЦПКиО, или хотим оставить парком-выставкой?

Если мы хотим оставить дендрарий выставкой, оставить приоритет растений и ученых, нам стоит подумать о том, как уменьшить нагрузку на парк со стороны посетителей. Если мы хотим увеличить нагрузку на парк, сделать так, чтобы сюда могло прийти больше людей и провести здесь время более комфортно, то нам стоит признаться себе, что приоритет растений уходит на второй план.

Как привлечь людей в парк и как отвлечь их от парка?

Проект благоустройства парка, который сейчас предлагают выигравшие тендер проектировщики, преследует обе цели — сохранение и развитие дендрария как выставки растений и создание комфортной среды для бо́льшего количества горожан. В проекте заложены создание нового оборудования для детской площадки и новая спортивная площадка, которые будут работать на привлечение посетителей, но одновременно с этим — создание двухметрового забора и отдельных ограждений вокруг особо ценных растений, которые будут этих людей ограничивать.

Если мы хотим оставить парк выставкой, то нужно уменьшить трафик в парке и отказаться от новых площадок, которые будут увеличивать поток посетителей. Это не означает, что парк теперь должен быть закрыт. Давайте посмотрим, какие большие антропогенные воздействия испытывает парк.

Одна из проблем парка — здесь занимаются физкультурой студенты учебных заведений, находящихся поблизости, хотя вокруг есть несколько больших спортивных объектов. Если мы хотим сохранить дендрарий как место с приоритетом деревьев, мы должны признать, что это — не спортивная площадка, по крайней мере для массовых спортивных мероприятий.

На схеме обозначены спортивные площадки, расположенные в районе дендрария. Их немало, часть из них открыта для посещения. Авторы — архитектурное бюро Plan B.

Другая проблема — в районе много зеленых пространств, но большая часть из них необустроенные и неуютные, поэтому дендрарий — одно из немногих мест, где хочется прогуляться. Однако это не повод превращать его в рядовой районный парк. Возможно, стоит развивать и другие зеленые зоны района и связывать их между собой. Площадь Кирова и зеленые зоны вокруг корпусов УПИ связаны с дендропарком аллеей на улице Мира, но сейчас эта аллея заканчивается парковкой, а ведь по задумке градостроителей она упиралась во вход в парк. Может быть, в рамках проекта стоит убрать парковку и сделать этот зеленый коридор снова доступным для пешеходов.

На схеме обозначены другие зеленые зоны. расположенные вокруг дендрария. Пешеходный бульвар по улице Мира мог бы связать парк с другими зелеными зонами и уменьшить нагрузку на территорию, если бы между ним и входом в парк не было парковки. Авторы — архитектурное бюро Plan B.

Что можно сделать в самом парке?

Безусловно, мы не можем остановить развитие города, поэтому реконструировать дендрарий нужно. Наша основная идея заключается в том, чтобы «собрать» всех посетителей на транзитной аллее, выделить это пространство как место с приоритетом посетителей, а остальную часть парка оставить работникам и растениям, постаравшись уменьшить трафик в других зонах.

Схема дорожек парка. Красным обозначены транзитные дорожки, на которых мы оставляем приоритет посетителей. Зеленым — дорожки на территориях, где остается приоритет растений. Авторы — архитектурное бюро Plan B.

Мы понимаем, что у парка два сценария использования посетителями — это транзит и прогулка. Мы выделяем транзитную аллею и делаем ее максимально благоустроенной и оборудованной, собирая весь трафик на ней. Здесь мы можем развивать и благоустраивать площадки для посетителей. Все остальные зоны парка мы рекомендуем сделать «заповедными», с приоритетом деревьев. В этих зонах мы предлагаем не создавать новых площадок для посетителей, чтобы не привлекать их туда.

В зоне приоритета посетителей оборудование должно подчеркивать образовательную функцию парка-выставки, говорить о том, что это пространство для познания. В зоне для работников должно быть размещено оборудование для ухода за парком. Это сделает работу сотрудников более удобной и подчеркнет основную функцию этой территории: здесь ухаживают за редкими деревьями. Авторы — архитектурное бюро Plan B.

На транзитной аллее мы предлагаем разместить оборудование для посетителей — скамейки, лавки, фонари. В глубине парка — оборудование для работников. Это функциональные станции с инструментами, ящики для компоста. В этой «заповедной» зоне парка посетители также могут свободно гулять, но там должно создаваться ощущение, что ты пришел на чужую кухню, пространство для тебя — на центральной аллее, а здесь ты будто за кулисами театра, в запасниках музея, в хранилище библиотеки.

Образовательная программа — это важно

Мы понимаем, что в дендропарке должна вестись просветительская деятельность. Проектирование и развитие просветительской программы находятся в компетенции дирекции парка. Мы предлагаем создать здесь объект, который бы стал символом образовательной, просветительской функции этого пространства. Символом такой школы под открытым небом может стать амфитеатр, расположенный на входе в парк. Амфитеатр может использоваться для проведения образовательных программ, а также служить прекрасной видовой точкой на пруд. В подъеме амфитеатра можно спрятать функциональные помещения.

Образовательная функция может также стать основной темой оборудования детской площадки. Здесь могут разместиться нестандартные игровые элементы, которые сложно найти во дворах. Было бы здорово с детства объяснять посетителям, что этот парк — особенный, он для деревьев, для их изучения, для любования ими.

Эстетика парка

Нам бы хотелось, чтобы главными украшениями парка оставались растения. В 1960-х годах пышный советский ампир как раз сменился минималистичным и функциональным советским модернизмом. В этом стиле построены цирк, кинотеатр «Салют», Театр юного зрителя, другие важные здания нашего города, однако все это случилось на 10 лет позже — в 1970-х годах. Дендрарий — это первая ласточка советского модернизма, малые архитектурные формы и ограждение парка очень минималистичны, они подчеркивают природную красоту деревьев и не оттягивают внимание на себя.

Предложение по эстетике входной группы и ограждений. Авторы — архитектурное бюро Plan B.

Для создания ограждений внутри парка мы предлагаем рассмотреть вариант живой изгороди. Это растения, которые формируются на жестком каркасе, служащем ограждением, пока они растут. В процессе сами растения становятся ограждением.

Полную версию проектных предложений, в том числе предложение по освещению парка, можно посмотреть на сайте архитектурного бюро и в социальных сетях.

Заключение

Город меняется, меняются потребности горожан и назначение территорий. Важно, чтобы мы осознавали свои потребности и соглашались на какие-то изменения осознанно или принимали решение сохранить какие-то уголки города вместе. Парки могут быть очень разными, и вопросы, которыми мы задаемся при реконструкции дендрария, будут актуальны и для других городских парков. Общего универсального ответа для них нет, к каждому нужен индивидуальный подход.
Мы рады, что дирекция дендрологического парка активно привлекает жителей к обсуждению концепции, открыта к вопросам и предложениям. Этот материал — попытка публичного обсуждения судьбы парка. Надеемся, в этих обсуждениях родится верная стратегия.

Проектные предложения и схемы исследования сделали архитекторы бюро Plan B на волонтерской основе по просьбе сообщества «Парки и скверы».