Общественники добиваются присвоения аэровокзалу Уктус статуса памятника истории и архитектуры. Им в этом отказывают — сначала чиновники из Управления государственной охраны объектов культурного наследия, затем в Октябрьском суде, где историки пытались оспорить решение чиновников. Сейчас активисты подали апелляцию на решение районного суда в Свердловский облсуд. Ее должны рассмотреть в ближайшие два месяца.
Признание памятником спасет «Уктус» от сноса. Если облсуд поддержит мнение общественников, Управление госохраны будет обязано изменить свое решение или назначить повторную экспертизу здания.
Аэровокзал на окраине Свердловска начали строить в 1930-х на пустыре неподалеку от горы Уктус. Пассажирские самолеты стали летать оттуда еще в 1920-е в промышленные города Среднего Урала. Затем появились регулярные рейсы в Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. Количество авиалиний с середины 30-х по 1941 год выросло с 5 до 26, пассажиропоток увеличился в 7 раз.
Строительство аэропорта заняло три года. В 1937-м двухэтажное здание с квадратной башней, которое построили по индивидуальному проекту архитектора И. М. Ткача из московской организации «Аэропроект», стало встречать пассажиров.
Фото: ретушь Марина Митрохина, предоставлено 66.RU |
---|
На первом этаже вокзала работали контора аэропорта, приемная, радио и метеорологическая служба, на втором открыли гостиницу для пассажиров. Там же располагались кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые.
Уже в 2000-х, когда в здание еще пускали горожан, на втором этаже можно было увидеть небольшую экспозицию, посвященную работе диспетчеров.
Фото: Марина Митрохина, предоставлено 66.RU |
---|
На столе — пустые папки для документов с отметками «Секретно», советские канцелярские принадлежности |
Фото: Иван Арапов, 66.RU |
---|
Так диспетчерская выглядит снаружи |
В 1954 году дальние рейсы перенесли в аэропорт Кольцово, а «Уктус» продолжил принимать пассажиров из населенных пунктов региона до 1980-х, пока рядом с аэровокзалом не появились жилые дома.
В 1986 году гражданский аэропорт выселили под Арамиль, а здание заняло Уральское управление воздушного транспорта, которое относится к «Росавиации». Полеты прекратились, а летное поле стали застраивать — рядом появился торговый центр «Дирижабль», а территория вокруг аэровокзала превратилась в стихийную парковку.
Уральское управление воздушного транспорта занимало здание аэровокзала на ул. Белинского, 246 до 2019 года. Несколько месяцев назад УВТ переехало, и теперь аэровокзал пустует. Осенью 2020 года его огородили, точные сроки сноса здания пока не известны.
Фото: Иван Арапов, 66.RU |
---|
Архитектор Галина Алексеева считает архитектуру аэропорта постконструктивистской. Симметричный фасад здания украшает портик с шестью колоннами. В своем обзоре она сравнивает капители колонн портика с египетскими, в форме стилизованных листьев пальмы.
Фото: Иван Арапов, 66.RU |
---|
Самое интересное помещение вокзала — фойе на первом этаже. На полу там изображена роза ветров. Цветочные мотивы на потолке — это розетки. На капителях круглых колонн изображены эмблемы советского «Аэрофлота».
Фото: Марина Митрохина, предоставлено 66.RU |
---|
Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Четыре года для истории архитектуры — это короткий миг, отмечает архитектор Галина Алексеева. «Уничтожение таких зданий — преступление и перед настоящим, и перед будущим», — пишет она.
С ней согласна старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова. Она отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
«[Аэровокзал Уктус — вот] реально «золотой» объект, а не любая новая подделка на его месте. Наивное и дикое варварство из эпохи конца 90-х — сносить по сути столичный аэропорт и строить на его месте провинциальный окраинный ТЦ с автовокзалом», — комментировала Селиванова.
Фото: Марина Митрохина, предоставлено 66.RU |
---|
О планах по сносу аэровокзала было известно с 2017 года, когда в Екатеринбурге прошли публичные слушания по проекту строительства нового автовокзала на Ботанике. Планировку территории утвердили в региональном министерстве транспорта.
Несмотря на почти решенный вопрос, общественники пытались защитить здание аэропорта от сноса. В 2019 году активисты обратились в управление госохраны объектов культурного наследия с просьбой присвоить аэровокзалу статус памятника истории и архитектуры.
Это ходатайство поддержали сразу несколько организаций: Музей истории Екатеринбурга, российское бюро Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, достопримечательных мест и объектов градостроительства, региональное отделение «Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест».
Фото: Иван Арапов, 66.RU |
---|
Однако в управлении госохраны ОКН отказали им на основании экспертизы. Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит», говорилось в документе. В целом, по их мнению, аэропорт служит «далеко не лучшим образцом [архитектуры] 30–50-х годов».
Выводы управления поддержал Октябрьский районный суд. Теперь решать судьбу здания будут в Свердловском областном суде. Если спасти «Уктус» все же получится, общественники предлагают открыть там музей авиации или центр детского творчества.
Вот как выглядит «Уктус» прямо сейчас.