Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

У россиян появится возможность оплачивать покупки лицом. И это небезопасно

9 октября 2020, 08:27
Оплата с использованием биометрических данных может увеличить скорость обслуживания, но грозит утечкой данных и новыми видами мошенничества.

Закон, расширяющий возможности применения биометрии, планируют принять до конца текущего года, сообщил «Известиям» глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков. Документ должен увеличить число сфер применения биометрии и уточнить требования к безопасности данных. В первом чтении законопроект одобрили в июле 2019 года. Однако потом его рассмотрение было заморожено.

После принятия закона кредитным организациям и Ростелекому, который является оператором единой биометрической системы (ЕБС), будет дано время на подготовку и приведение систем в соответствие. А вот расширить функционал действия биометрии можно будет сразу после принятия документа.

ВТБ уже проводит эксперимент по оплате лицом в отдельных магазинах сети «Лента». К пилотным проектам по биометрическому эквайрингу хотят подключиться Россельхозбанк и «Дом.РФ», которые не называют своих партнеров. В Х5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») также рассматривают внедрение оплаты с использованием биометрии.

В Ростелекоме отметили, что в пандемию коронавируса число пользователей ЕБС увеличилось, и за последние полгода по биометрии было предоставлено столько же услуг, сколько за предыдущие полтора года. Компания заявила, что оплата лицом сократит время обслуживания одного клиента на кассе с 20 до 5 секунд. Однако эксперты считают, что, несмотря на скорость и удобство обслуживания, риски мошенничества и утечек данных будут отталкивать клиентов.

По их мнению, что технология небезопасна. Биометрические технологии несут риски утечки данных и мошенничества с покупками, уверена менеджер группы по оказанию услуг финансовым институтам Deloitte Наталья Таболина. Она заявила, что применять технологию опасно и для банка, и для продавца. При этом она добавила, что есть и правовые пробелы в этом вопросе. Например, торговая точка не участвует в хранении персональных данных клиента, а значит, сведения после оплаты должны быть обезличены и закодированы.