Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Через месяц такой работы запахов уже не ощущаешь». Один день с бригадой мусоровоза

«Через месяц такой работы запахов уже не ощущаешь». Один день с бригадой мусоровоза
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Ежедневно в 5:30 со «Спецавтобазы» выезжают мусоровозы. Каждая машина объезжает по 50–70 контейнерных площадок в день. Работа тяжелая, однообразная и иногда конфликтная. Водители сталкиваются с хамством автомобилистов, которые ставят машину так, что спецтранспорт не может проехать в узких дворах. Мусоровозы автоматизированные, но часть работы нужно выполнять руками. Например, разгребать горы отходов у баков и отсортировывать обычный мусор от крупногабаритного, который вывозят другие машины. Корреспондент 66.RU прокатился в мусоровозе по утреннему маршруту, чтобы на себе испытать, что это за работа.

Транспортная служба ЕМУП «Спецавтобаза» вывозит мусор с территории Кировского района. Остальные части города обслуживает подрядчик «ТрансСервис». В парке «Спецавтобазы» — 48 мусоровозов. Каждое утро автомобили выезжают по своему маршруту. В кабине находятся два человека — водитель и грузчик.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Я поехала с Русланом Маухиевым, который был за рулем мусоровоза, и грузчиком Давроном-Али. До выезда водитель прошел осмотр врача, который измерил давление и убедился, что человек не пьян. После этого ему выдали путевой лист с 50 точками, откуда надо забрать ТКО. И мы тронулись в путь.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Машина оказалось очень большой, ступеньки расположены высоко. Залезть в нее — целое испытание.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Пока ехали к первой контейнерной площадке, Руслан Маухиев рассказал о том, как он стал водителем мусоровоза. До 2015 года у него было свое дело по перевозке бетона. «Сам был директором, бухгалтером и водителем. Имел два своих КамАЗа: на одном наемник работал, на другом — я. Но пришел кризис, и работы не стало. Пришлось все продать», — рассказал Руслан. После этого он и устроился на «Спецавтобазу».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Он рассказал о своем первом впечатлении от мусорного полигона. Когда Руслан приехал на него в качестве стажера, он сразу почувствовал неприятный запах. Водитель, который его вез, сказал, что сам он уже ничего не чувствует. «Он мне тогда говорил, что я месяц поработаю и не буду обращать внимания на запах. Так и получилось. Человек же ко всему привыкает», — сказал водитель.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Мы доехали до первой точки. Работа выстроена так: грузчик подтаскивает контейнеры по одному к машине, автомобиль автоматически их переворачивает в кузов, одновременно утрамбовывая отходы. После этого грузчик лопатой загребает оставшийся мусор, который люди накидали вокруг контейнеров. Водитель помогает. Делают все быстро, почти бегом, — важно успеть объехать все точки и не сильно задержаться. На первый адрес у них ушло несколько минут.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

«Есть площадки, где люди живут культурно: пришли, крышку открыли, выкинули. Ты собрал все это быстро и уехал. Время экономится. Но таких мало. В большинстве дворов люди набрасывают мусор вокруг контейнеров, и так все и лежит. Смешно бывает: идет человек к контейнерной площадке, где рядом огромная куча мусора, хочет выкинуть, но как только видит, что мы подъезжаем, сразу же к контейнеру идет. Типа: это не я, я культурный», — со смехом рассказывает Руслан.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Сложнее, говорит водитель, работать зимой. Тогда из-за снега сами контейнеры тяжелее, и катить их на колесиках не получается. Приходится таскать на себе. Потом, признается Руслан Маухиев, руки и ноги сильно болят.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

После первой контейнерной площадки, которую мы посетили, точки стали сменяться быстро. Маршрут специально составляют так, чтобы машина и в пробках не стояла, и объезжала как можно больше дворов. В некоторых из них заезды оказываются такие узкие, что большой мусоровоз проезжает с трудом. Очень мешают припаркованные автомобили, а также те, кто пытается выехать или заехать во двор. В одном месте нам даже приходится ждать водителя — по-другому не разъехаться.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Все конфликты, сказал Руслан, бывают как раз с автомобилистами. Многие говорят, что им якобы надо в аэропорт и они очень торопятся. «Дворы не рассчитаны для такого потока автомобилей. Приходится надеяться на водительскую солидарность. Кто-то ждет, а кто-то не понимает», — заметил водитель. По его словам, бывали даже случаи, когда он не мог заехать и приходилось таскать на себе контейнеры до мусоровоза.

Самая физически сложная работа по вывозу мусора ложится на грузчика. Идут на эту должность, говорит Руслан Маухиев, в основном приезжие. С ним около года работает 42-летний работник из Узбекистана по имени Даврон-Али. Каждый месяц он высылает деньги своей семье — жене и детям. Но из-за коронавируса и дорогих билетов уже года полтора не может навестить их.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

В ответ на вопрос, сложно ли ему работать, Даврон-Али посмеялся: «Не, несложно. Скучно».

В его работу входит не только подтаскивать контейнеры и загребать оставшийся мусор, но и сортировать отходы. Дело в том, что шины и стройматериалы «Спецавтобаза» не вывозит. Этим должны заниматься специализированные компании. Но люди часто выкидывают такой мусор на помойку.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Более того, есть те, кто развешивает объявления на подъездах с предложением вывезти строительный мусор за деньги, а потом сваливает все это на ближайшей контейнерной площадке.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Все это приходится сортировать работникам «Спецавтобазы». Иногда, говорит Руслан, из-за этого на одной площадке они задерживаются по часу. «Бывает, что при нас машины приезжают и начинают выгружать стройматериалы на помойку. Мы поначалу ругались с ними, а потом поняли, что это бесполезно. Они нам говорят: «И что? Нам все равно за это ничего не будет». Нет органов, кто бы это контролировал», — сказал водитель.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

На мусоровозе вместе с Русланом и Давроном-Али я каталась до обеда. И уже спустя площадок десять я поняла, что это очень физически сложная и однообразная работа. Водитель и грузчик везде выполняют один и тот же алгоритм действий. И так ежедневно на 50 площадках, на каждой из которых может быть до 18 контейнеров. Но при этом то, что делает бригада на мусоровозе, — это большая ответственность. Очевидно, что далеко не каждый человек может справиться с этим. На мой вопрос, как Руслану такая работа, он улыбается и говорит, что его все полностью устраивает.