Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Область
Заразились
67526 +390
Выздоровели
60015 +400
Умерли
1907 +17
Россия
Заразились
3698273 +20921
Выздоровели
3109315 +27779
Умерли
68971 +559

«Гражданин, у вас город украли». Как наш общий Екатеринбург незаметно становится частной территорией

«Гражданин, у вас город украли». Как наш общий Екатеринбург незаметно становится частной территорией
Фото: Григорий Постников, 66.RU
В центре города легко можно найти порядка 150 площадок, которые нелегально заняли частные компании. Это территории от нескольких десятков до тысяч квадратных метров, где обустраивают пространства с ограниченным доступом. На это никто не обращает внимания — горожане не всегда знают, что шлагбаумы или заборы могут быть незаконными, а в администрации говорят, что «не имеют прямых рычагов давления» на захватчиков. В итоге, по подсчетам создателя проекта «Украденный Екатеринбург» Дмитрия Кречетова, город уже потерял почти 200 000 кв. метров земли и миллионы налогов. Мы отправились на небольшую прогулку с Дмитрием по центру и нашли нелегальные «частные» площадки в самых неожиданных местах — например, у полпредства или в двух шагах от здания мэрии.

Сайт «Украденный Екатеринбург» появился в августе этого года Здесь 37-летний IT-специалист Дмитрий Кречетов вместе с другом собирает базу незаконно занятых участков земли. На них собственники зданий самовольно создают парковки, ставят заборы и таким образом безвозмездно отщипывают кусочки земли у города.

Мы встретились с Дмитрием днем в пятницу и отправились на прогулку от перекрестка улиц Белинского и Декабристов. У нас был заранее намеченный маршрут, в который мы включили 12 объектов. Но по ходу прогулки мы нашли даже больше пространств, которые нелегально захвачены.

Фото: Григорий Постников 66.RU

Первая точка маршрута — Белинского, 86. «Здесь со стороны Декабристов находится парковка жилого комплекса площадью примерно 1276 квадратных метров. Сложность этого кейса в том, что на нее можно проехать только через территорию ЖК, которая закрыта шлагбаумом. При этом парковка частично занимает муниципальную территорию, то есть, по идее, здесь должны иметь возможность припарковаться все», — рассказывает Дмитрий.

Фото: Григорий Постников 66.RU

Пока мы движемся к следующей точке, Дмитрий рассказывает, как он пришел к созданию сайта «Украденный Екатеринбург». «Я живу в этой части города, и здесь много чего разрушено / недоделано / сделано неправильно. Я уже несколько лет отправляю обращения в администрацию города, чтобы они что-то исправили. Многие из них хорошо заканчиваются. Но есть и проблемные ситуации — о них нужно говорить», — рассказал он.

На противоположной стороне Белинского мы видим примерно такую же ситуацию, как и у ЖК. На Декабристов, 20а парковка здания уже напрямую перекрыта шлагбаумом, но не сильно мешает прохожим. Однако она занимает больше тысячи «квадратов» муниципальной территории. Владельцы за нее городу ничего не платят и при этом содержат ее в не очень хорошем состоянии — на асфальте много ям.

«Эту аллею собираются реконструировать в ближайшее время, и очень интересно, что будет с парковкой — раз это муниципальная земля, то реконструкция должна затронуть это пространство. Но часто бывает так, что когда реконструируют какую-то территорию, «частные» объекты не трогают», — говорит Дмитрий.

Фото: Григорий Постников 66.RU

Меня удивляет, как такое вообще возможно, что в городском пространстве появляются шлагбаумы, закрытые территории на муниципальной земле. Дмитрий объясняет все это недоработкой государственных и городских служб. «У нас есть целая служба городских квартальных, которые должны высматривать какие-то недочеты и проблемы. Но они как будто не делают этого. Мы направляем запрос в администрацию, они уже пересылают квартальным, те находят компании, и ситуация как-то решается. По идее, они должны делать это самостоятельно».

Мы тем временем подошли к странной парковке у бизнес-центра «Царский мост» на Розы Люксембург. «Парковка в том числе вдоль набережной огорожена шлагбаумом и занимает 863 квадратных метра. Сейчас здание ремонтируют, поэтому шлагбаум поднят, но так он всегда закрыт. Самая востребованная земля не выкуплена, и с нее город не получает налоги. Более того, пешеходам там передвигаться откровенно неудобно — есть какой-то узенький тротуар, но идти по нему невозможно», — объясняет Дмитрий.

Фото: Григорий Постников 66.RU

Кроме шлагбаумов и незаконных парковок, в городе есть, конечно, и другие проблемы. Вот, например, мы идем по улице Розы Люксембург. Два дома под номерами 65 и 67 передали общественной организации «Большой полет», а часть тротуара перегородили «строительным забором». Ограда сужает тротуар, и по нему стало неудобно ходить — пять человек уже не разойдутся.

«Скорее всего, он появился после ремонта зданий в 2012 году. То есть восемь лет люди ходят по неудобному тротуару просто потому, что собственник МУГИСО или арендатор, фонд барда Новикова, не могут привести место в порядок», — комментирует основатель проекта «Украденный Екатеринбург».

Фото: Григорий Постников 66.RU

Но самые сложные и показательные места, по мнению Дмитрия Кречетова, — это платные парковки около БЦ «Высоцкий» и «Антей». «По поводу «Высоцкого» я писал обращение, и представители администрации района и земельного комитета подтвердили, что здесь нарушение и часть платной парковки занимает муниципальную землю. Однако представители полиции никакого нарушения не нашли — по их мнению, у всех граждан на площадку есть доступ. Отмечу, что прямо на шлагбауме указано, что парковка здесь платная с первой минуты».

Фото: Григорий Постников 66.RU

У «Антея» особая схема. «Каждый день где-то до 13:00 въезд ограничивает мужчина с шашечкой — якобы парковка перекрыта для уборки. При этом машины все равно могут сюда заехать — только к ним подбежит второй мужчина и возьмет плату за стоянку».

Как рассказывает Дмитрий, некоторые владельцы крупных компаний часто используют трюк с уборкой территорий. «Раньше многие просто ставили знаки о принадлежности мест фирме, но потом поняли, что это неудобно. Уборку они должны проводить, но регламент ее, видимо, не очень строгий».

Но кроме парковок, которые выглядят законно и официально, нередко встречаются и такие, где собственники просто ставят цепь и какие-то липовые знаки. Пример тому мы нашли рядом с «Высоцким» на Малышева, 47.

Фото: Григорий Постников 66.RU

«Такая же цепь была и у здания фонда «Город без наркотиков». Работники фонда ограничили парковку только для себя — цепь все время была поднята. После моего обращения к ним пришел квартальный, попросил устранить нарушение. Цепь они опустили, но полностью не убрали. Я вчера проходил здесь, и она была поднята», — рассказал Дмитрий. Вместе мы тоже прошли у этого здания, но сегодня цепь опущена и парковаться могут все желающие.

Фото: Григорий Постников 66.RU

Говоря о достижениях проекта — таких, как ситуация с парковкой у фонда «Город без наркотиков», — Дмитрий жалеет, что на сайте пока нет такого раздела. «Это как с Навальным — он делает много расследований, но в целом люди видят, что ничего глобально не меняется. Это очень охлаждает их желание что-то делать. Мне бы хотелось, чтобы люди чаще задумывались о том пространстве, в котором мы все живем. Мы хотим поменять отношение горожан к тому, что принадлежит им по праву. Чтобы они любили свой город и следили за происходящим в нем», — делится создатель «Украденного города».

По его мнению, безразличие горожан и властей создает многолетние проблемные пространства, как, например на четной стороне по улице Гоголя — пешеходный путь закрыт строительным забором, за которым, кажется, уже давно ничего не происходит.

Фото: Григорий Постников 66.RU

В проходе, по которому могут передвигаться люди, стенка окутана проволокой, чтобы нельзя было развешивать баннеры. За годы проволока проржавела и растрепалась и может разорвать одежду. Старый деревянный пол в переходе также не внушает доверия.

Фото: Григорий Постников 66.RU

«Это официальный долгострой, и никто ничего не может с ним сделать. Причем этот проход идет не до конца площадки — видимо, в какой-то момент деньги закончились и дальше люди должны идти просто по земле как-то», — говорит Дмитрий.

Фото: Григорий Постников 66.RU

«Кроме того, здесь давно лежит строительный мусор. Чей он — непонятно. Но по моему обращению в администрации ответили, что к 24 сентября эти блоки должны вывезти. Посмотрим, случится ли это», — рассказывает Дмитрий, указывая на блоки, которые буквально месяц назад стали арт-объектом фестиваля «Стенограффия».

Фото: Григорий Постников 66.RU

Тем временем мы подходим к набережной и «Косому дому». «Здесь раньше была лестница к воде. Но после реконструкции она пропала. Проект реконструкции прошел общественное согласование — более 122 тыс. человек голосовали за сохранение спуска. Но глава комитета благоустройства Тамара Благодаткова выступает против — мол, это не соответствует современным тенденциям и не подходит для маломобильных граждан. Людей же это не останавливает — на спуске в нескольких местах они сделали тропинки».

Фото: Григорий Постников 66.RU

На противоположной стороне набережной тоже много странностей. «Например, парковка у ГЦСИ ограничена каким-то странным забором с надписью «по пропускам». Плюс ко всему иногда здесь стоят полицейские. Но на деле эта территория общего пользования, и какие здесь могут быть пропуска, тоже не совсем ясно», — объясняет Дмитрий.

Фото: Григорий Постников 66.RU

На перекрестке Малышева — Чернышевского находится здание администрации Ленинского района. «Это лучшая иллюстрация текущей ситуации с незаконно захваченными территориями в городе — нелегальная парковка со шлагбаумом находится прямо напротив администрации района. Они с ней ничего не могут сделать — говорят, что она принадлежит какой-то компании «Оранж».

Фото: Григорий Постников 66.RU

Последняя точка нашего маршрута — парковка между Театром эстрады и храмом Большой Златоуст. По документам эта территория отдана под парки и скверы, но в реальности кто-то просто захватил ее, поставил шлагбаум и сделал очередную частную парковку. «Здесь до администрации города пять минут идти, но никто не занимается этой территорией. Работники мэрии мне регулярно на запросы отвечают, что нарушения есть, надо это все демонтировать, но на деле ситуация не меняется. Менеджмент города вызывает массу вопросов».

Фото: Григорий Постников 66.RU

Дальше мы решили не идти — по словам Дмитрия, можно бесконечно гулять по центру и находить все новые площадки. На главный вопрос — что могло бы изменить ситуацию в Екатеринбурге с парковками — создатель проекта «Украденный Екатеринбург» отвечает просто: «Нужна работающая система платных парковок и модернизированный общественный транспорт. Тогда у нас люди смогут спокойно находить места для своих авто, а в случае, если у человека нет возможности ставить машину платно каждый день, он сможет комфортно пользоваться общественным транспортом».