Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

40 лет назад в Свердловске начали рыть метро. Каким его хотели построить и что в итоге получилось

28 августа 2020, 14:06
28 августа 1980 года рабочие вырыли первый ковш на улице Челюскинцев, где потом появилась станция «Уральская». Тогда предполагалось, что станции будут выглядеть совсем иначе. Но поскольку начинали строить метро еще в СССР, а заканчивали уже в России, некоторые из них поменяли не только название, но и концепцию.

В начале 80-х власти советского Свердловска провели конкурс эскизов будущих станций, а городской комитет объявил их названия. Но во время строительства ситуация в стране менялась, авторитет многих исторических личностей ставили под сомнение. Поэтому названия меняли, а архитекторам приходилось по ходу перестраиваться и придумывать новое оформление.

«Проспект Космонавтов»

В станцию вкладывали идею лидерства СССР в освоении космического пространства. Вестибюль оформляли белым мрамором. Колонны олицетворяют корпуса ракет. Чертежи их облицовки делал музыкант Вячеслав Бутусов, который также является и архитектором.

Станция «Проспект Космонавтов» должна была выглядеть вот так:

Фото: официальная документация проекта

Примерно такой она и получилась.

«Орджоникидзевская» — «Уралмаш»

Станцию собирались назвать «Орджоникидзевская». В проектах многие архитекторы ставили бюст Григория Орджоникидзе. Но со временем авторитет этой личности подвергся сомнению. Команде архитекторов, которая делала ставку не на определенного человека, а на место, пришлось поменять только буквы. Уралмаш тогда был одним из мощнейших индустриальных центров государства. На потолке сделали прорези под углом в 45 градусов, которые имитируют резьбу гигантского винта. Это визуально увеличивает пространство над головой. Буквы «Уралмаш» нарисовал Вячеслав Бутусов.

Станция на эскизах:

Фото: официальная документация проекта

Станция «Уралмаш» сегодня:

«Калининская» — «Машиностроителей»

Станцию хотели назвать в честь завода имени Калинина, но потом передумали. К тому времени уже выбрали дизайн. Пришлось сменить тему, поменять барельефы. Так, на стенах должны были быть изображения истории завода, а стали — барельефы из истории государства. К тому же в процесс вмешался директор завода им. Калинина, который добился того, чтобы потолок оформляли заводчане. Получился смешанный дизайн. Трубчатые светильники сделал завод, а белые колонны и пол из змеевика — архитекторы. От подшивного потолка из металлоконструкций, символизирующего мощь завода, не осталось ничего.

Станцию планировали сделать такой:

Фото: официальная документация проекта

А в итоге мы видим «Машиностроителей» в другом виде:

«Свердловская» — «Уральская»

Со сменой названия проект архитекторов, заточенный под «Свердловскую», практически не изменился. На стенах не стало линии из змеевика. Дизайнеры хотели, чтобы такой своеобразный пояс Урала проходил через все станции. Но эта идея не прошла. Здесь пытались создать атмосферу старых промышленных объектов. Станцию делали с применением уральского камня. Здесь мощные своды, которые опираются на массивные конструкции, кованые бра и люстры.

Вот такой станцию видели архитекторы:

Фото: официальная документация проекта

Такая она сегодня:

«Парк Славы» — «Динамо»

«Парк Славы» хотели посвятить военным героям и трудовым подвигам. Еще один вариант названия станции — «Дзержинская». Но позже решили выбрать еще более нейтральное слово — в честь ближайшего спортивного комплекса. После переименования изменилось и оформление. «Парк Славы» должны были сделать с пятиконечными звездами-торшерами, но от идеи отказались. Остался мощный, высокий свод. Торшеры переделали под новую тематику, а на платформе появилась скульптура дискобола.

Эскиз:

Фото: официальная документация проекта

То, что видим сейчас:

«Площадь 1905 года»

Посвящена событиям 1905 года — Кровавому воскресенью, когда в Санкт-Петербурге правительственные войска расстреляли мирные шествия. Хотели сделать темные стены с памятными датами, но в итоге сделали станцию и светлой, и скорбной одновременно.

Станция в проекте:

Фото: официальная документация проекта

Станция, которую мы видим сегодня:

Другие станции метро Екатеринбурга

При строительстве новых станций — «Геологической» — «Чкаловской» — «Ботанической» — конкурс проектов уже не проводили. Автором «Геологической» стал Спартак Зиганшин, а «Чкаловскую» и «Ботаническую» рисовал его сын Артур.