Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Мы научимся снимать кино без актеров и сценаристов. Колонка режиссера «Иглы» Рашида Нугманова

28 августа 2020, 13:35
Колонка
Мы научимся снимать кино без актеров и сценаристов. Колонка режиссера «Иглы» Рашида Нугманова
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Ельцин Центр провел видеолекцию режиссера Рашида Нугманова, автора культового фильма «Игла» с Виктором Цоем и преподавателя ВГИКа. По мотивам его выступления мы написали колонку о том, почему кинотеатрам не стоит бояться закрытия из-за стриминговых платформ и как могут измениться фильмы в ближайшее время.

Кинотеатры до сих пор не могут работать в полную силу, но 15 августа нам каким-то чудом удалось организовать показ фильма «Игла». С социальной дистанцией, рассадкой через одного и полной посадкой. Мы в очередной раз убедились, что люди все еще хотят ходить в кинотеатры и коллективно смотреть кино на большом экране, хоть и опасались, что этого не будет. Но в дни пандемии мы столкнулись с более широким вызовом, чем временная остановка индустрии.

В 80-х я опубликовал статью о том, что кинематограф — это самое древнее искусство. Откатимся на тысячи лет назад — человек начал видеть сны еще до того, как научился писать, читать и рисовать. Природное свойство писать искусственные сценарии и имитировать жизнь в своей голове привело к тому, что кинематограф сейчас стал самым массовым искусством XXI века. Люди поняли, что могут видеть сны прямо на экране, и это мгновенно завоевало всенародную любовь, которая уже никуда не уйдет.

Пандемия поставила вопрос — можно ли потреблять кинематограф один на один, как настоящие сны. Развитие стриминговых платформ дало большие возможности для одиночного потребления аудиовизуального контента.

Рано или поздно придет время, когда мы научимся записывать человеческие сны, и это станет новым видом кинематографа. Снимать кино можно будет без огромного бюджета, команды, актеров и творческих разногласий во время создания. Как писатель создает романы, а художник пишет, та и кинематографист останется один на один со своей картиной. Нельзя будет положиться на хорошего актера или оператора, чтобы сделать успешную ленту. Оригинальное авторское видение станет превыше всего.

Пандемия — это один из шагов в сторону такого искусства. Кажется, что оно может привести к разобщению людей и одиночному виду существования, но это неверный взгляд. Когда ты приходишь в зал, то одновременно переживаешь чужую историю с большим количеством людей, которые испытывают ту же гамму чувств, даже если громко жуют попкорн вам под ухо. Атмосферу живого показа не повторить где-то еще, даже если будет очень хороший домашний кинотеатр.

Огромный толчок в производстве и доставке контента будет в ближайшее время — мы пока не видим предпосылок из-за своих повседневных проблем, но он будет. На Netflix уже выходят фильмы в один день с премьерой в кинотеатрах, хотя старая схема диктует нам, что должен быть полугодовой перерыв.

Перед создателями кино сейчас встал вопрос повторного просмотра картины. Есть фильмы одноразового потребления: посмотрел и закончил. А есть произведения, которые смотришь несколько раз и каждый раз открываешь что-то новое. Та же «Игла» в 1989 году собрала большую кассу. Десятки миллионов билетов были не из-за большого числа зрителей, а из-за людей, которые ходили не один раз. Опять переживать, опять погрузиться в эту ситуацию. Да, ты знаешь все сюжетные повороты, но хочешь изучить все в деталях. Снова и снова погружаться в эту иллюзию. Чтобы выжить, драматургия вынуждена перейти на такой многоразовый способ повествования истории.

Сейчас люди все чаще теряют сами себя. И наедине найти ответы невозможно, для этого необходимо общение, мы общественные животные. Этот запрос — важный стимул для кинематографистов. Сначала на уровне сценария, а потом он распространится на все остальное.