Ингибиторы холинэстеразы (ИХЭ) — это группа фосфорно-органических веществ, блокирующих передачу импульсов через нервную систему. Аналоги этих веществ используют в анестезии, чтобы восстанавливать мышечную блокаду после операции, в хирургии и глазной практике, для лечения болезни Альцгеймера. Но существуют также особенно сильные ингибиторы холинэстеразы, которые военные применяют как отравляющие вещества. Например, «Новичок». Подобный «Новичку» токсин, по заявлению британских властей, использовали для покушения на убийство бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
«Препарат, которым отравили Навального, из той же группы, что и боевые вещества, которые используются очень давно, — от газа зарин, который распыляла в токийском метро секта «Аум Синрикё» (запрещенная в РФ террористическая организация), до «Новичка». Можно сделать вывод, что это осознанное отравление — использование против человека вещества из арсенала боевой токсикологии», — рассказал BBC реаниматолог больницы Хайфы Михаил Фремдерман.
Подобные вещества повышают в теле содержание ацетилхолина. Когда ацетилхолина становится слишком много, он стимулирует рецепторы в нервных клетках, после чего нарушается работа нервной системы. В результате:
Причем попасть в организм такие отравляющие вещества могут как угодно — через органы дыхания, глаза, кожу, желудочно-кишечный ракт.
Главный токсиколог Омской области и Сибирского федерального округа Александр Сабаев заявил ТАСС, что омские медики не выявили у Алексея Навального ингибиторы холинэстеразы. «При поступлении в стационар у Алексея Навального проводились исследования на широкий спектр наркотических, синтетических веществ, психодилетиков и лекарственных веществ, в том числе ингибиторов холинэстеразы. Результат отрицательный», ‒ сказал он. Также врач заявил, что у политика отсутствовала клиническая картина, специфичная для отравления веществами группы ИХЭ.
Однако, как рассказал BBC заведующий отделом периоперационной медицины в отделении анестезиологии и реанимации в клинике Tufts Medical Center в США Константин Балонов, симптомы Навального, которые проявились еще в самолете, — потоотделение и крики от боли — «укладываются в концепцию того, что вызывают эти вещества». Сотрудник одного из профильных факультетов МГУ заявил изданию, что омские врачи вряд ли не смогли бы поставить диагноз. «Если бы это был ИХЭ, любой реаниматолог понял бы это по клиническим проявлениям», — рассказал эксперт.
Антидот для такого яда — атропин, который уже получает Алексей Навальный. В тяжелых случаях атропин вводят в больших дозах в течение нескольких дней. Как рассказал заведующий отделением анестезиологии-реанимации № 1 НМХЦ им. Пирогова Борис Теплых, Навальному ввели атропин практически сразу же, пишет «Интерфакс».
«Что касается атропина, который коллеги назначили для лечения, то в первые минуты после поступления инъекции этого препарата пациенту были сделаны. В последующем обсуждалась необходимость его повторного введения», — заявил Теплых.
«Если ему не давали атропин в больших дозах, значит, от врачей в Омске скрывали, что человека отравили. Если они давали атропин в больших дозах, значит, они знали, что его отравили. Указано это может быть только в переводном эпикризе и истории болезни в Омске, которую мы вряд ли увидим», — считает Михаил Фремдерман.
По мнению Константина Балонова, состояние политика будет сильно зависеть от того, в какой дозировке он получил отравляющее вещество. «Навальный может быть выведен из строя на несколько месяцев, но могут быть и необратимые последствия», — считает он.
По мнению Фремдермана, негативные последствия могут быть еще и из-за длительной комы, в которой находится Навальный: «К сожалению, скорее всего, восстановление будет долгим, и существует вероятность апаллического синдрома — когда начинаются вторичные изменения и человек до конца не восстанавливается».
Врачи клиники «Шарите» говорят, что состояние Алексея Навального «все еще серьезное, но острой угрозы жизни нет».