Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Новая реформа ОСАГО. Страховщикам разрешили писать свои правила и поднимать тарифы

ОСАГО
30 июля 2020, 14:00
Фото: архив 66.ru
Новый закон направлен на то, чтобы индивидуализировать тарифы ОСАГО. Даже в одном городе базовая сумма может различаться. На итоговую стоимость помимо качества вождения, опыта и возраста будут влиять практически любые факторы, которые придумают страховщики.

С 24 августа вновь изменится система расчета стоимости ОСАГО. С этого момента базовая ставка, которая сейчас одинакова для всех водителей на одной территории, будет определяться страховщиком для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля, но в пределах установленного ЦБ коридора. Нововведение позволит индивидуализировать тариф, применяя к аккуратным водителям более низкую ставку, а к лихачам — более высокую.

Изменение тарифного коридора

Как изменятся верхняя и нижняя границы коридора базового тарифа, будет зависеть от типа транспортного средства:

  • по легковым автомобилям физических лиц тарифы расширятся на 10% вниз и вверх (минимальная базовая ставка составит 2471 рубль, максимальная — 5436 рублей);
  • по легковым автомобилям юридических лиц — на 20% в обе стороны;
  • по грузовым автомобилям — на 20% в обе стороны;
  • по такси — на 30%;
  • для общественного транспорта нижняя граница тарифа опустится на 5%, верхняя останется без изменений.

Снижение территориального коэффициента

Территориальный коэффициент зависит от места, где зарегистрирован собственник автомобиля. Он определяется исходя из уровня плотности населения, количества зарегистрированных транспортных средств, аварийности местности. Он может быть как повышающим, так и понижающим. С 24 августа в Екатеринбурге территориальный коэффициент снизится на 4,4% — с 1,8 до 1,72.

Новые факторы

Влиять на стоимость ОСАГО будут как четко прописанные в законе факторы, так и те, которые будут устанавливать страховщики.

В рамках тарифного коридора страховщики могут выставлять в рамках установленного тарифного коридора надбавки за:

  • грубое нарушение ПДД — пьяную езду, побег с места аварии, отказ от медосвидетельствования, нарушения, которые привели к травмам или смерти людей;
  • многократные нарушения ПДД — проезд на красный свет, выезд на встречную полосу и превышение скорости более чем на 60 километров в час. При этом не учитываются нарушения, зафиксированные камерами, то есть выявить их должен сотрудник Госавтоинспекции.

Помимо факторов, напрямую прописанных в законе (грубое нарушение ПДД, например пьяная езда, отказ от медосвидетельствования, оставление места аварии, или многократное нарушение таких правил, как проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение скорости более чем на 60 километров в час, выезд на встречную полосу), страховщики смогут устанавливать «иные обстоятельства». К таким факторам страховщики смогут отнести:

  • возраст автомобиля;
  • пробег автомобиля;
  • семейное положение водителя;
  • наличие детей;
  • образование;
  • цвет автомобиля;
  • установка на автомобиле телематических устройств для «считывания» стиля вождения;
  • любые другие факторы, которые не запретил Центробанк.

По этим «иным» факторам есть два обязательных условия:

перечень факторов должен быть размещен на официальном сайте страховой компании. Там же должен быть калькулятор, который позволит рассчитать, во сколько обойдется страховка;

при расчете ОСАГО запрещено использовать любые дискриминирующие факторы: национальную, расовую, языковую принадлежность, вероисповедание и должностное положение.

Кроме того, как отмечают эксперты отрасли, если будут применяться факторы, убыточность которых не будет доказана актуальными расчетами, такие «обстоятельства» также могут попасть в список запрещенных к использованию.

Что еще повлияет на стоимость ОСАГО

Банк России пересмотрел коэффициенты по возрасту и стажу водителей.

  • Максимальный коэффициент у молодых водителей в возрасте до 21 года со стажем до года — он увеличится с 1,87 до 1,93.
  • Минимальный коэффициент для водителей старше 59 лет со стажем более 14 лет — 0,9.
  • В целом с 24 августа увеличение стажа будет сопровождаться снижением коэффициента. Сейчас, например, нулевой стаж и стаж в 2 года на разницу в цене полиса не влияют.
  • Если собственник транспортного средства — юрлицо, то коэффициент увеличивается в 1,8 раза.

Полную сетку можно посмотреть здесь.

Не изменятся коэффициенты страховых тарифов в зависимости от количества страховых выплат за предшествующие периоды, мощности двигателя, срока действия страховки.

Александра Морозова