Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Сегодня журналистке Прокопьевой вынесут приговор — ее обвиняют в оправдании терроризма. Главное о деле

судебная хроника
6 июля 2020, 12:47
Гособвинение попросило суд назначить шесть лет лишения свободы Светлане Прокопьевой. Она выступила с авторской колонкой на радио «Эхо Москвы в Пскове», посвященной теракту в здании ФСБ в Архангельске. В ней журналистка возложила ответственность за случившееся на власти.

Кто такая Светлана Прокопьева

Светлане Прокопьевой 40 лет. Она закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института. Работала в изданиях «Псковская губерния», «Псковская правда», была региональным корреспондентом Би-би-си в Пскове, работает социальным обозревателем в информагентстве «Псковская лента новостей», является специальным корреспондентом «Радио Свобода». Вела свою еженедельную передачу на «Эхе Москвы» в Пскове под названием «Минутка просветления».

Суть обвинения

В ноябре 2018 года в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове вышла программа Светланы Прокопьевой, где она анализировала теракт, произошедший в здании регионального УФСБ в Архангельске. Позже текст опубликовало издание «Псковская лента новостей». В своем выступлении Прокопьева связала самоподрыв 17-летнего анархиста Михаила Жлобицкого с политической обстановкой в стране. Журналистка высказала мнение, что государство несет долю ответственности за поступок студента.

В декабре 2018 года Роскомнадзор вынес предупреждение «Псковской ленте новостей» и «Эху Москвы» в Пскове, затем публикацию удалили, а радиостанцию и издание оштрафовали на 150 и 200 тыс. рублей. После этого «Эхо Москвы» в Пскове сняло передачу Прокопьевой с эфира и прекратило сотрудничество.

Уголовное дело по части 2 статьи 205.2 УК РФ («Публичное оправдание и пропаганда терроризма») против Прокопьевой возбудили в феврале 2019 года. В ходе следствия у журналистки изъяли мобильные телефоны, ноутбуки, диктофон, личные записи и заблокировали счета, кроме того, ее внесли в список экстремистов и террористов Росфинмониторинга. По версии обвинения, Прокопьева обратилась к этой теме, «предвидя возможность наступления общественно опасных последствий и желая их наступления».

Основные доказательства построены на результатах психолого-лингвистических экспертиз, сообщает Би-би-си. Специалисты «Южного экспертного центра» посчитали, что в материале Прокопьевой было «формирование позитивного отношения к террористу и его действиям». Директор хакасского центра психологического сопровождения «Консорциум» и другие эксперты посчитали, что слова «террорист», «теракт», «взрыв» несут в себе оправдание и пропаганду терроризма.

Светлана Прокопьева не признает свою вину и в открытом письме назвала свое уголовное дело «банальной местью обиженных силовиков». «Мое уголовное дело — это убийство свободы слова. Имея перед глазами мой пример, десятки и сотни других журналистов не решатся вовремя сказать правду», — говорится в письме.

3 июля 2020 года гособвинение запросило для Светланы Прокопьевой шесть лет колонии общего режима. Выступая в суде, журналистка рассказала, что написала авторскую колонку о теракте в здании ФСБ, чтобы такие ЧП не повторялись в будущем. «Цель была — разобраться и предотвратить повторение. Это была критическая публикация, объектом критики была государственная политика в правоохранительной сфере», — цитирует Прокопьеву «Радио Свобода». Полный текст последнего слова в суде можно прочитать здесь.

Защита Светланы Прокопьевой считает, что состава преступления в тексте нет, и называет выводы экспертов необоснованными.

Общественная реакция

Пикет в поддержку журналистки в Екатеринбурге

  • Комиссия по свободе информации Совета по правам человека при президенте России назвала дело Прокопьевой абсурдным.
  • Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев заявил, что надеется на оправдательный приговор. «Наша точка зрения основывается на мнении многочисленных независимых экспертов-филологов из разных институтов страны, по заключению которых в словах Светланы не было оправдания терроризма», — заявил он.
  • Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов заявил «Интерфаксу», что считает это дело политическим заказом: «Она абсолютно невиновна. И в случае обвинительного приговора мы сделаем все, чтобы более высокая судебная инстанция ее оправдала».
  • Обвинения в адрес журналистки осудили и за рубежом. О необходимости прекратить уголовное преследование Прокопьевой заявляли международная организация Human Rights Watch, ОБСЕ, британская правозащитная организация Article и другие.
  • В феврале, сентябре и октябре 2019 года в Пскове, Самаре, Санкт-Петербурге, Новгороде, Екатеринбурге прошли одиночные пикеты в поддержку Светланы Прокопьевой. 3 июля 2020 года у здания ФСБ на Лубянке задержали 17 человек, пришедших на пикеты. 4 июля в Пскове на пикете в поддержку журналистки задержали корреспондента «Псковской губернии» Владимира Капустинского и главного редактора газеты Дениса Камалягина.
Александра Морозова