Сам закон был доступен еще в декабре 2019 года и вынесен на общее обсуждение Правительством РФ в феврале-марте 2020-го. Его авторы пишут, что в России отсутствует единая система подготовки гидов и экскурсоводов, а вся индустрия захвачена иностранными гидами, которые дают «искаженное представление об истории России».
По версии экскурсоводов, закон лоббируют фирмы, пострадавшие от китайских групп — туристов из Поднебесной, которые приезжают со своими гидами и экскурсоводами, живут в своих гостиницах, едят свою еду и почти ничего не оставляют России. Такой закон защищает крупные турфирмы, но при этом убивает все, что является городской или авторской инициативой.
Предлагается ввести обязательную аттестацию гидов. Получить аттестат могут только люди со средним специальным или высшим образованием, а также дополнительным образованием гида, которое одобрит Минкульт. Бейдж экскурсовода действителен только в области, где он был выдан, — если кто-то захочет сделать авторский тур по городам России, то ему придется проходить аттестацию в каждом регионе. Также аттестацию нужно проходить каждые пять лет.
Нужно регистрировать каждый маршрут и согласовывать его текст. Сейчас авторские экскурсии могут появиться на очень короткое время — по внезапной идее или новому событию. Экскурсоводы могут менять свой маршрут и трансформировать его.
Проведение экскурсий без аттестата станет незаконным. В исключения добавили только священнослужителей с прогулками по храмам, а также официальных сотрудников места, где проводится экскурсия. Музейным гидам и экскурсоводам аттестат не понадобится.
Мы сделали подборку авторских экскурсий по Екатеринбургу, которых вы можете лишиться после принятия закона, а также собрали комментарии их авторов по поводу инициативы.
«Прежде всего, трудно представить более несвоевременный закон. Никто не знает, как и в какой форме будут проводиться экскурсии после пандемии. Требование лицензирования внесет еще больший хаос и неопределенность.
Многие знаменитые и известные на всю страну журналисты не имеют специального образования. Мы знаем многих актеров с блестящими карьерами, которые никогда не учились своему ремеслу. Было ли специальное образование литератора у Толстого или Бродского, у Бажова или Бориса Рыжего? Вопросы риторические, ответы очевидны. Образование желательно, но не обязательно для того, чтобы хорошо делать свое дело.
Прежде чем выйти к людям, я изучаю материал и знаю о предмете больше, чем любой из тех, кто должен меня лицензировать. За 20 лет работы в государственном музее я ни разу ни с кем не согласовывал тексты экскурсий и, более того, концепции экспозиций. Предполагалось, что важен авторский подход, отличный от других и потому интересный. Когда люди приходят на авторские экскурсии к конкретному гиду, то почему кто-то должен им запрещать или разрешать это делать? Я вижу единственное разумное объяснение — бюрократическими процедурами обеспечить монополистическое положение на рынке для крупных игроков туриндустрии».
«В сообществе мы уже обсуждали лазейки внутри этого закона. Например, можно называться не экскурсией, а прогулкой. Или разбегаться при виде полицейского. Но это уже какое-то партизанское экскурсоведение, не все готовы к такому полулегальному формату. Этот закон убивает все то, что активно формировалось последнее десятилетие в разных городах, все индивидуальное и удовлетворяющее потребности индивидуального туризма.
Сейчас в экскурсии идут люди, которые просто почувствовали мотивацию или занимаются исследованием определенной темы, локации или истории. Если их вот так отсечь, то мы получим советский вариант экскурсии, с цензорами, где все будет правильно, корректно, но при этом абсолютно не нужно участникам экскурсии. И повторится история, когда люди зевают.
Отрасль и так убита 2020 годом, и восстанавливать ее придется долго. Такие законы ее просто добивают. У тех, кто зарабатывал на туризме, появился риск за любое расхождение с утвержденным текстом получать штрафы. Причем по заказу конкурентов».
«Поскольку ради экскурсий я бросила предыдущую работу и сейчас это мой основной источник дохода, то введение аттестации вряд ли меня остановит. Я готова сдавать экзамены, да и делаю это практически постоянно. Только за прошлый год я отучилась в Школе экскурсоводов УрФУ и на курсах гидов-переводчиков в лингвистическом центре «Магеллан».
Но в предлагаемом законе меня напрягает не столько необходимость аттестации, сколько непонятные критерии. Кроме того, я не хочу снижения конкуренции, а соответственно, уровня экскурсий за счет ухода с рынка моих коллег, для которых экскурсии — это хобби, но вдохновленный любитель во многих случаях превосходит аттестованного профессионала».
«Все это вообще не пойдет на пользу развитию регионов, городов, самобытности и такой любимой нами локальной идентичности. Вместо случайных и дивных экскурсий про целующиеся дома на Эльмаше мы получим душные прогулки, где будут рассказывать про вес чугунной ограды.
Закон нацелен на то, чтобы еще раз залезть в карман ИП, у которых в ОКВЭДах прописана туристическая деятельность, как у меня. Он исключает гидов, работающих в религиозных организациях, что, на мой взгляд, вопиющая несправедливость. И он никак не объясняет, что происходит с людьми, которые просто вышли на улицу и решили провести экскурсию. Что произойдет? За ними будет гоняться полиция? А если они ведут экскурсию по Вторчермету? Этот закон не учитывает новой реальности, в которой проведение экскурсий по своему району, двору, по своей узкоспециализированной теме может быть хобби человека».
«Мои маршруты изменяются в зависимости от ситуации. Я рассказываю про уличное искусство, которое может быть уничтожено, дополнено или изменено в любую секунду. Как пример — на последней экскурсии по «Карт-Бланшу 2019» я увидел три новые работы и сразу решил добавить их в маршрут. С новым законом для такого дополнения я должен был бы пройти через три круга бюрократического ада.
Если хотите единый заученный текст — скачайте приложение с аудиомаршрутами, воткните наушники, и вперед. Я, как и мои коллеги, разгоняем информацию в зависимости от ситуации вокруг и иногда даже того, что случилось за пару часов до встречи. За эту живность нас и любят, на один и тот же маршрут иногда приходят люди, которые уже гуляли по нему. Рассказ о реальности слишком динамичен, чтобы держать его под контролем».