Вопрос о возвращении гражданско-патриотического воспитания в школах кажется мне странным — оно никуда не исчезало. Ненавязчиво это происходит через русский язык, отечественную литературу и историю страны. Но когда любовь к родине насаждают, то идет отторжение.
Преподаватели регулярно получают квоты на мероприятия от государства. На рабочую почту падает письмо об участии в патриотическом мероприятии, в котором говорится, сколько студентов мы должны привести. В ответ нужно отправить списки участников и телефон ответственного лица. Официального приказа об обязательном участии, подписанного министром или замминистра образования, нет. Но всем заведениям, которые не приведут учащихся, снижают показатели эффективности — тогда премии лишается директор, который снимает часть с зарплаты замдиректора, и по принципу домино страдают все сотрудники.
Учебный год начинается с осеннего «Кросса Нации», и неважно, какое у студента отношение к спорту и физкультуре. Забег часто проходит в выходной день. Постфактум СМИ рассказывают про тысячи участников, которые «пришли добровольно», что вызывает смешки у учащихся.
Следующая обязательная квота — 4 ноября, День народного единства. Не только дети, но и многие взрослые не понимают суть этого праздника. На этой квоте обязательно нужно отзваниваться в вышестоящую организацию и отчитываться, где мы находимся. Часто 4 ноября очень холодный день — однажды мы пришли, простояли час на морозе, стали обзванивать организаторов, а оказалось, что мероприятие решили провести раньше и оно уже закончилось. Ни о какой любви к этому празднику после таких историй не может быть речи.
Это квотирование нарушает закон об образовании, где сказано, что все внеаудиторные мероприятия проводятся только по желанию студентов. Поэтому мы в очень сложной ситуации, когда приходится их уговаривать, а иногда и что-то обещать.
Единственные акции, которые проходят без проблем, — мероприятия, посвященные 9 Мая. Мы, преподаватели, сами подготовили детей к этому празднику, объяснив его важность с полным пониманием. И они приходят на него добровольно, это порыв души.
В День России квоты бывают заоблачными — в прошлом году мне нужно было привести 50 учащихся, поэтому пришлось уговаривать студентов. У Оперного театра мы получили флаги и простояли там около часа, где нас поголовно пересчитал человек из министерства. Затем всех отправили гулять по центру Екатеринбурга, где и без квоты было много народу — жара, лето, выходной день. И возник вопрос, зачем нас вообще согнали сюда. Мы просто выждали время, потому что флаги и таблички нужно было лично отдать в министерство, после чего получили свою галочку.
Эта галочка — оскорбление для педагогов. Эффекта от такого гражданско-патриотического воспитания нет. Он не только нулевой, он обратный. Я на связи со своими студентами в соцсетях и вижу, что им тоже не нравятся эти акции, а порой вызывают возмущение. Любое воспитание нельзя навязывать, оно должно быть естественным.