С третьей биеннале началась традиция выступать с темой-манифестом. Третья выставка была посвящена мобилизации, четвертая — новой грамотности, а пятая, задравшая планку абстрактностью темы, — бессмертию. В 2019 году художники исследовали теории космистов, предлагающих предельную ставку, вечную жизнь; рассматривали альтернативные сценарии будущего, пытались найти способы говорить ясно о сокрушительных переживаниях. Пережив глобальный опыт, команда решила перейти к максимально личному и индивидуальному.
По словам куратора публичной программы биеннале Дмитрия Безуглова, новая тема будет разговором о границах личного и чужого пространства: что такое право на прикосновение и право на касание, а также каким образом мы переживаем жесты в повседневной коммуникации. В английском языке есть определения, которые художники хотят задеть: тело коллективное (social body) и тело социальное (political body). И поговорить о том, как это тело чувствует себя, выходя из привычной среды, а также как будет восстанавливаться после.
Тема разрабатывалась еще в январе, до пандемии, а коронавирус лишь актуализировал ее. Авторы биеннале не считают выставку карантинным хайпом и говорят, что тема будет актуальна в новой реальности. Комиссар биеннале Алиса Прудникова анонсировала больше онлайн-активностей, независимо от ситуации в 2021 году, когда пройдет выставка.
— Процессы, которые идут сейчас, начались не сегодня. Уклонение от объятий — это то, что происходит с нами весь XXI век. Все переходит из физического в онлайн — медицина, образование, поход за едой и прочие процессы. Мы живем в эпоху технической воспроизводимости чего угодно.
Технологии заменяли нам все со скоростью поезда, а пандемия разогнала этот поезд до скорости американских горок. Сейчас мы можем понять, что в этом процессе происходит не так. Если ранее технодискус проходил позитивно, все говорили цифровизация — это хорошо. Вся эта пресловутая и рутинная активность, от которой мы отказывались с помощью онлайн-услуг, оказалась способом передачи информации. Физическое присутствие — это не та вещь, которая передается словами.
Спонтанность и незапланированность, возможность взаимодействия не по регламенту, а во время посещения — штука, которая настолько глубоко встроена в паттерны нашего сознания, что мы чувствуем сильный голод. Опыт отнятия тактильности — это и есть незапланированное содержание, которое скрывается за этой формулировкой. Опыт, который мы сейчас проживаем, — это то, что никуда не уйдет и потребует осмысления.
На последней неделе мая начнется поиск куратора 6-й биеннале, которого выберут экспертным советом. В него входят кураторы основного проекта прошлых выпусков биеннале: Шаоюй Вэн, Жоан Рибас, Ли Чженьхуа, Бильяна Чирич, Ярослава Бубнова, Космин Костинас, а также директор Стамбульской биеннале Биге Орер, директор Ливерпульской биеннале Фатош Устек, основатель blockchain.art, бывший директор viennaсontemporary Кристина Штейнбрехер-Пфандт, руководитель отдела новых медиа в ГМИИ им. А. С. Пушкина Ольга Шишко и комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова. Куратор основного проекта 6-й биеннале будет объявлен летом 2020 года.
— Я смотрю на пандемию как на конец цифрового периода, а не его начало. Сейчас период отрефлексировать массовое внедрение технологий. Где-то цифра будет нам удобна, но где-то офлайн пойдет по новому пути. Когда это все закончится, мы научимся больше чувствовать, ощущать, трогать, мы заново создадим себя как чувственное существо.
Уральский оптико-механический завод, 5-я биеннале |
Темой для обсуждения могут быть не только сами касания и их важность, но и полный отказ от них — в виде роботов и цифровизации всего. «Тактильность покупателя», которая, по замечанию антрополога Марии Пироговской, проявилась в XX и XXI веках, сейчас невозможна. Если крестьянин проводил много времени с собой и усадьбой, фактически не пересекаясь с другими людьми и не получая новых вещей, то мы прикасаемся ко множеству поручней по пути на работу, используем деньги, которые уже трогали тысячи людей. Это тоже контакт с людьми. Наш тактильный след больше, чем у кого-либо ранее.
ГЦСИ опубликует манифест биеннале в своих соцсетях и призывает горожан прочитать его и высказаться по теме, чтобы продолжить ее обсуждение.
— Как бы далее ни разворачивались события, опыт этого переживания, этой глобальной остановленности и невозможной близости отпечатается в нашей обыденности. Мы не знаем, что будет в 2021 году, но полагаем, что к моменту запуска шестой биеннале мы будем хорошо понимать, в каком времени находимся, и будем знать, можно ли рассчитывать на объятия или же от них все еще следует уклоняться.