Владимир Путин продлил нерабочие дни в России до 11 мая включительно. Выходными объявят 6, 7 и 8 мая, остальные дни — и так праздничные. Заработную плату за этот период сохранят. Об этом президент объявил в ходе очередного обращения к нации.
Нерабочие дни в России длятся с 30 марта.
Также президент заявил следующее:
Владелец коворкинга «Соль» и «Огонь Пляжа» Андрей Фролов еще до выступления президента был уверен, что режим повышенной готовности и самоизоляции в стране продлят до конца мая. По его мнению, продление майских каникул — это метод президента, с одной стороны, не допустить распространения инфекции, а с другой — успокоить людей.
— Владимир Путин, как добрый Дедушка Мороз, обещает людям все самое хорошее. Он исходит из каких-то ему известных данных по заражению. Он понимает ситуацию и не хочет всплеска заболеваемости, и не хочет людей выпускать из домов. Его выступление должно было обнадежить тем, что ограничительные меры будут действовать только до 12 числа.
Что касается озвученных Путиным мер, Фролов считает, что государство поступило очень безответственно. «Я, если честно, не рассчитываю на получение каких-либо мер поддержки. Но мои компании, я считаю, достаточно стабильны, чтобы пережить этот период», — заявил предприниматель 66.RU
Также Андрей уверен: нужны какие-то более комплексные меры, потому что у всех видов бизнеса свои расходы. Поэтому, утверждает Фролов, такие меры, как отмена некоторых социальных налогов, возымели бы больший эффект. Также предприниматель считает, что прямые дотации населению — это то, от чего никто не проиграет. Государство собирает налоги, а в кризисной ситуации должно так же раздавать деньги своему населению, ведь эти деньги все равно вернутся в экономику, рассуждает он.
Совладелец бизнеса по производству рекламных стендов для строителей и производителей строительных материалов Стас Березин, комментируя дополнительные выходные между майскими праздниками, которые, по сути, оплатит работодатель, рассказал, что его компания будет отдыхать ровно столько, сколько изначально было запланировано.
— У меня производство, и, в общем-то, мы и так работали до этого. И у меня нет повода не отпустить людей на каникулы, как и предполагалось. Люди должны выдохнуть, мы трудились усерднее, чем обычно. Потому что нам приходится искать какие-то варианты в обход неработающих схем, заблокированных поставщиков и пр. Поэтому с 1 по 5 мая у нас официальные выходные. Хотя среди наших работников есть такие, кто хочет и будет работать в эти дни. Во вторые «майские» мы тоже отдыхаем, это выходные. 6, 7, 8 мая мы работаем. Эти дни — платежные дни, банки должны работать. Если, конечно, ничего не изменится после сегодняшнего выступления. Мы планировали эти дни работать.
Что касается обещанных мер поддержки, то предприниматель настроен довольно скептически.
— Не будет никаких дополнительных мер поддержки. Кому вообще реально уже помогли? Я знаю только один прецедент — гостиницам начали выдавать кредиты в Сбербанке, и то какие-то очень урезанные. В принципе, из бизнесов, с которыми я общаюсь, никому ничего не дали, никто ни под какие параметры не подходит. Мы сами пробовали получить кредит в областном Фонде поддержки предпринимательства — 300 тыс. под 5%. И то мы не можем их получить, поскольку у нас есть долги по налогам. А у кого их нет? Компании, у которой нет долгов по налогам, не нужны кредиты.
По мнению Березина, в новом пакете мер поддержки бизнеса может быть:
Что хочет видеть :
«О прямых выплатах я и не говорю, нас убедили, что это удел крутых стран первого мира. Ну ладно, мы пока Африка, не выдавайте денег напрямую, но высвободите кредитные деньги под реальные условия. Я не верю в то, что мне помогут, и буду стараться выкарабкаться самостоятельно, с помощью своих партнеров, сотрудников и портфеля заказов, который у нас формируется. Экономика затормозилась, но она не стоит», — заключает Березин.
Ресторатор Иван Зайченко тоже ожидал, что карантикулы растянут на все майские праздники. Он вообще думает, что этот режим будет действовать до конца года. «Вот смотрите, отменили бы карантин, все вышли бы на улицу. И что? Я в мире нигде не слышал плана, который бы подразумевал под собой нераспространение коронавируса и при этом снятие карантина. Единственное, это происходит в Южной Корее и Китае, но там тестирования полно — до 2-3% населения обеспечены тестами. У нас тесты стоят дорого, к тому же их сложно получить. Мы сами купить его не можем. Поэтому что мы можем сделать? Ничего мы не сможем сделать. Как только мы снимем карантин, вирус сразу же начнет распространяться. В нынешней ситуации я вообще не вижу ни конца, ни края этому. Очень переживаю по этому поводу, но, мне кажется, реально так и будет. Надеюсь, что появятся в России ресурсы закупать эти тесты, но пока вижу мало движения в этом направлении», — заявил Зайченко 66.RU.
— У нас не работают рестораны, а значит, мы теряем полностью всю выручку с них. Слава богу, у нас есть доставка. В какой-то момент времени она приросла. Но мы видим реально, как падает средний чек. Ролл с огурцом, это самая дешевая позиция сейчас, у нас стал третьим в топе продаж. Я думал, что это какой-то глюк на сайте. Но люди просто очень сильно начинают экономить и выбирать самые дешевые блюда. И если так будет продолжаться, то у людей вообще не останется денег что-либо купить, кроме картошки и тушенки.
То, что все сидят на каникулах за счет работодателя, — это иллюзия, так только из телевизора говорят, подчеркивает предприниматель. «На самом деле людей увольняют, отправляют в неоплачиваемые отпуска. Как они могут платить зарплату, если сами месяцами напролет не работают? Мы, как могли, перепрофилировали людей. Те, кто должен был работать в зале, они пошли на доставку, на кухню, но мы людей не сокращали, а даже в какой-то момент набирали новых. Сейчас уже перестали это делать. А дистанционные сотрудники, у кого есть потребность в работе, и так будут работать в майские праздники. Не могу сказать про весь рынок, но мы, по крайней мере в своей компании, вообще о майских праздниках не задаемся вопросом — ни один сотрудник. Все планируют работать и на первое мая, и на второе, и т. д.», — рассказал он.
— Что касается мер поддержки, мне очень нравится политика США в этом плане. Я прямо кайфую от нее. Они дают непогашаемые кредиты. То есть если вы берете кредит на выплату зарплаты своему сотруднику, то его потом вообще гасить не надо. Это крутая модель. Население может сидеть дома, не шляться по улице только потому, что работодатель платит им деньги. И при этом огромные целевые субсидии в США идут на авиакомпании, на банки, на компании, которые сильно пострадали от коронавируса. Но я, честно, такой поддержки от правительства России не жду. У нас такого количества денег нет. Особенно если тянуть это до нового года.
Ресторатор хотел бы, чтобы населению однозначно обеспечили прожиточный минимум. «Если поддержим население, то автоматически какое-то мало-мальское благосостояние бизнесу мы обеспечим. Нужно обязательно убрать все фиксированные платежи еще у живого бизнеса, который не может работать: избавить от аренды, кредитов, налогов. Избавить от платежей и самих арендодателей. Тогда бизнес можно будет заморозить, он без всех обязательных платежей сможет в таком состоянии находиться год-два, а потом возобновить свою деятельность. При этом люди могут позволять себе хотя бы какие-то вещи покупать, потому что у них будет хотя бы какой-то доход», — заключил Иван Зайченко.
Председатель совета директоров ГК «Пенотерм», экс-владелец завода «Уралпластик» и партнер ПИК по реновации Завокзального Алексей Гончаров считает, что государство должно взять ответственность, в том числе и финансовую, за режим самоизоляции и только после этого может что-то требовать от населения.
— Ключевое слово, которое хочет услышать население, — «карантин». Если его произнесут, все встанет на свои места и спадет финансовая напряженность.
«Власти, вводя ограничительные меры, ориентируются на количество зараженных людей. Но это полумеры. Когда в Екатеринбурге каждый день регистрировалось по три случая заражения, почему не остановили авиа- и железнодорожное сообщение между крупными городами? Почему жестко не контролировали людей, которые приезжали из эпидемиологически неблагополучных регионов? Ради чего сейчас страдает и умирает малый бизнес?» — задается вопросами Гончаров.
По его мнению, государство не берет ответственность за происходящее. «Когда за него платит работодатель, то можно продлевать нерабочие дни и до конца апреля, и до середины мая. Я считаю, что если правительство продлит нерабочие дни, то должно немедленно представить план мероприятий, как нам жить дальше. Возможно, это будут непрямые выплаты населению, но у нас есть нефть, газ, металл, дешевая электроэнергия. Можно понизить цены и тарифы для жителей. Можно заморозить временно налоги, аренду, реструктуризовать кредиты. Чтобы население спокойно пережидало эпидемию дома, а не думало, как выжить на оставшиеся 12 тысяч. Но, увы, происходит наоборот. На фоне нулевой нефти и сложной экономической ситуации монополист в нашей отрасли (переработка полимеров) повышает цены на сырье. Вот как так?» — подытожил предприниматель.