Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Клиентка прокляла меня за мужа-алкоголика»: как брачные агентства знакомят людей в эпоху Tinder

19 мая 2020, 10:10
«Клиентка прокляла меня за мужа-алкоголика»: как брачные агентства знакомят людей в эпоху Tinder
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
В России исчезли телефонистки, ткачихи и сурдопереводчики в нижнем углу телеэкрана, но, кажется, никогда не исчезнут службы знакомств. Даже в то время, когда выбрать партнера можно, свайпнув вправо, в Екатеринбурге продолжают работать свахи, услуги которых стоят от 3 до 20 тысяч рублей и больше. Почему люди готовы платить за знакомства и как живет бизнес, который конкурирует с приложением в вашем телефоне, — в материале 66.RU.

Полуторамиллионный Екатеринбург, где женщин на пару сотен тысяч больше, чем мужчин, обслуживают шесть брачных агентств. Это число почти не меняется после кризиса 2008 года — тогда в городе было открыто семь служб знакомств. Но если начало 2000-х свахи по найму вспоминают как золотое время, то к началу 2020-го некоторые говорят о скором закрытии из-за отсутствия клиентов.

Проверки с помощью ФСБ

Сокращение клиентуры в последние три года заметил, в частности, Владимир Широков, директор агентства «Ажур». Он пришел на рынок невест с 2004 года и первых клиентов принимал еще на старом месте работы — в кабинете замначальника управления Пенсионного фонда по УрФО. Теперь Владимир встречается с клиентами дома.

Чтобы попасть в базу «Ажура», каждый заполняет две анкеты и проходит двухчасовое собеседование с основателем агентства. Соискатель обязательно показывает паспорт. Некоторых Владимир проверяет по базам МВД и ФСБ — это делают «благодарные клиенты» из органов.

После проверки агентство подбирает подходящих кандидатов для знакомства. Владимир заранее беседует и с мужчиной, и с женщиной, рассказывает о возможной паре для них. Если стороны заинтересованы друг в друге, то, по условиям «Ажура», у мужчины есть три дня, чтобы позвонить женщине и пригласить ее на свидание.

«Клиентка прокляла меня за мужа-алкоголика»: как брачные агентства знакомят людей в эпоху Tinder
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

Однажды в агентстве нашли пару для овдовевшей участницы Великой Отечественной. «После первого свидания Зоя позвонила и рассказала, что мужчина пришел на первое свидание к ней домой, и не с пустыми руками, а с бутылочкой коньяка и цветами. Они классно посидели, она рассказала ему о боевых буднях. С этого дни они стали жить вместе. К сожалению, через два года Зоя скончалась. Но мне было приятно, что с моей помощью у этой пары было светлое время», — говорит Владимир.

Этот способ Владимир называет методикой «подготовленных знакомств». Он придумал ее после того, как обошел офисы конкурентов и проанализировал их слабые стороны — в каталогах с фотографиями невест были неактуальные телефоны и данные, а свахи разговаривали с клиентом равнодушно.

Теперь агентство предлагает три программы на 2 и 10 тысяч рублей за год и на 50 тысяч за полтора года. Чем выше стоимость — тем активнее «Ажур» подбирает пару клиенту. Если знакомство оказалось удачным, люди поженились и довольны друг другом, сватам полагается премия — как минимум по 15 тысяч рублей с каждой стороны, при этом деньги платит мужчина.

«Некоторые мои клиенты грустно шутят: рубль вход, два — выход. Я объясняю им, что это как калым в восточных странах — чем больше денег вложено в женщину, тем больше мужчина ее ценит. Это особенности мужской психологии», — считает Владимир.

Но в последнее время горожане экономят на знакомствах и чаще выбирают минимальный набор услуг за 2 тысячи рублей в год. В 2017-м в базе «Ажура» насчитывалось 700 клиентов (100 мужчин и 600 женщин), теперь — 260 (60 мужчин и 200 женщин). В 2019-м Владимир перестал работать как предприниматель и зарегистрировался в статусе самозанятого. Чем ближе к пенсии, тем чаще он вспоминает о стабильной работе в ПФР, но говорит, что «Ажур» — дело для души.

Освоение интернета

Перейти в режим хоум-офиса пришлось и основательнице международной службы знакомств «Валентина», в прошлом учительнице вечерней школы Валентине Полисюк. В качестве свахи литератор работает 24 года.

В середине 1990-х Полисюк освоила компьютер, начала вести базу клиентов и знакомить людей по телефону. В то время аудитория агентств знакомилась по переписке — люди отправляли объявления в газеты о том, что хотят познакомиться, и указывали адрес или абонентский ящик. Переписка отнимала время и эмоции. У Валентины дело пошло быстрее — клиенты звонили, рассказывали о себе, а сваха подбирала им подходящий вариант из тех, кто уже попал в базу.

«Естественно, я боялась давать телефоны других людей. Подчас я давала телефоны неизвестно кого неизвестно кому. Иногда записывались по телефону, а мне нужно было поскорее [набрать кандидатов], чтобы база крутилась, как рулетка, и клиенты получали разные варианты. Иногда я знакомила людей, которых в глаза не видела, но мне был важен процесс», — говорит она.

Теперь процесс построен так: клиентка, которая ищет жениха, обращается к свахе. Валентина разговаривает с ней по телефону и лично, пишет объявление и вместе с фотографией публикует его на своем сайте. К каждому объявлению прилагается телефон свахи — она служит посредником между клиенткой и мужчинами, которые хотят познакомиться.

«Звонки не очень интересные. Это конвейер [мужчин] низкого уровня, и если что-то достойное выскочит, то это большая радость», — говорит Полисюк. Сваха, как телохранитель, отбраковывает неграмотных, грубых, назойливых женихов. Она отказывает жителям стран СНГ и тем, кто во время развода все имущество оставил бывшей жене.

«Если мужчина меня не разочаровал за две минуты, пока мы общаемся, я даю телефон. Но я предупреждаю клиенток заранее, что этих мужчин я не видела, мне на них смотреть не надо. Клиентка согласна, потому что важен процесс, в котором она участвует», — говорит предприниматель.

«Клиентка прокляла меня за мужа-алкоголика»: как брачные агентства знакомят людей в эпоху Tinder
Фото: Анна Коваленко, 66.RU

«Никогда в моей работе не было такого, чтобы кто-то пострадал. Могу вспомнить лишь один случай. Женщина познакомилась по телефону с мужчиной, переехала к нему, а он оказался алкоголиком и стал бегать за ней с ножом. Она звонила мне и кричала, что я подлая», — рассказывает Валентина.

В лучшие годы — для Валентины это была середина нулевых — в международную службу знакомств обращалось по пять клиенток в месяц. Услуги свахи стоят от 12 тысяч за полугодовое сопровождение до 20 тысяч в год. Теперь месяц считается урожайным, если в агентство обратится одна клиентка.

Перспективы

Владелица «Валентины» допускает, что в ближайшее время агентства вообще исчезнут из-за отсутствия клиентов и заработка. «Службы знакомств не хотят уходить сами. Жить уже не на что, клиентов нет, но пока есть какие-то возможности — надо держаться», — говорит Полисюк.

Владимир Широков, наоборот, считает, что клиенты будут всегда. Миллениалы придут к свахам лет через 10 из-за усталости от хоровода потенциальных партнеров в Tinder и других приложениях или сайтах.

«Некоторые готовы ходить всю жизнь в KFC и есть крылышки, другим нужен ресторан высокой кухни. Те, кто хочет высокого качества услуг, придут ко мне».