В марте продажи алкоголя в стране выросли на 20–30%. Такие цифры «Ведомостям» озвучили несколько поставщиков. По информации оператора фискальных данных «Платформа ОФД», с 22 по 26 марта в Москве покупать спиртное стали чаще на 30%, а по всей России — на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вырос и средний чек на алкоголь. Эту информацию 66.RU подтвердил супервайзер мерчандайзеров группы компаний «Алвиса», которая занимается производством и поставкой крепкого алкоголя и вин. По словам Анатолия Гладкова, перед длинными каникулами люди начали скупать дорогую водку и коньяк.
— В обычное время 70% продаж приходится на дешевый алкоголь с минимальными розничными ценами. В период коронавируса люди с достатком стали закупаться, все понимали, что будут долго сидеть дома. С полок разобрали алкоголь средней и высокой ценовой категории, особенно акционку. Это водка от 300 до 500 рублей, причем берут не по 2-3 бутылки, а ящиками. То же самое касается коньяков за 600–700 рублей. Хорошо уходит водка известных торговых марок рублей за 330. Самый пик продаж пришелся на прошлые выходные перед началом официального карантина.
Виноторговая компания Alianta Group отметила рост продаж в марте в среднем на 20% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, «Ладога дистрибьюшен» — 20–30% по сравнению с первой неделей марта, продажи через винотеки SimpleWine выросли на 10–20% по сравнению с мартом прошлого года. В Москве продажи алкоголя, по данным Минпромторга, которые были озвучены на заседании рабочей группы Госсовета, выросли на 148%. В Ульяновской области — на 40%, рассказал губернатор региона.
По данным аналитиков Сбербанка, с 23 по 29 марта россияне потратили в винных магазинах на 21,9% больше, чем на предыдущей неделе, и на 31,83% больше, чем годом ранее, пишет РБК со ссылкой на отчет.
На этом фоне все чаще звучат предложения ограничить продажу алкоголя в регионах на время карантина. На эти меры уже пошли в Якутии, Башкирии и Карелии.
Однако далеко не все согласны с тем, что нужно запретить алкоголь. Это может дополнительно негативно сказаться на населении в условиях пандемии коронавируса. По словам руководителя Центра разработки национальной алкогольной политики Павла Шапкина, это лишит людей дезинфицирующего средства и приведет к появлению черного рынка.
«Водка вполне походит для дезинфекции, как и коньяк, виски и текила. Даже на этом основании запрещать продажу крепкого алкоголя ни в коем случае не надо», — заявил эксперт изданию «Москва 24».
Кроме того, запрет на продажу крепкого алкоголя приведет к появлению черного рынка. «Это уход рынка в тень, это уход от акцизов. Это потери бюджета, это бесконтрольное распространение спиртосодержащих жидкостей, которые не прошли необходимые процедуры сертификации», — считает Шапкин.
Россия по-прежнему остается в числе самых пьющих стран в мире. Екатеринбург — один из лидеров по количеству открывающихся алкоточек. За два года их количество увеличилось почти на 30%. По данным на октябрь 2019 года, в городе работали 1027 магазинов, специализирующихся на спиртном: 568 точек по продаже разливного пива и 459 — крепкого алкоголя. Еще два года назад всего было 838 алкомаркетов, из которых 448 продавали разливное пиво, а 390 — крепкие напитки.
Но даже в отсутствие дефицита алкоголя люди продолжают потреблять нелегальное спиртное. Нормальной статистики по поводу того, сколько незарегистрированного алкоголя потребляют россияне, нет. В действующей госпрограмме потребление неучтенного алкоголя к 2022 году должно сократиться до 1,6 литра на человека в год. Однако не факт, что возможно будет достигнуть столь низкого показателя. Есть вероятность, что уровень потребления контрафакта достигнет 2,2 литра. В 2019 году он составлял 2,6.