Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Авиакомпаниям запретили летать в Китай из-за коронавируса. Как это повлияет на стоимость билетов

4 февраля 2020, 18:00
Фото: архив 66.RU
Перевозчики не решатся поднимать цены на билеты из-за высокой конкурентности и низкой платежеспособности россиян, считают в Уральской ассоциации туризма. Компенсировать убытки они будут вынуждены за свой счет.

Кто выиграл от коронавируса

Все российские авиакомпании, за исключением «Аэрофлота», прекратили полеты в Китай до конца марта из-за распространения коронавируса. С 4 февраля авиасообщение с КНР приостановили S7 и «Уральские авиалинии», ранее от выполнения рейсов отказалась I Fly. Еще одна авиакомпания — «ИрАэро» — выполняла рейсы из Красноярска в Маньчжурию и из Иркутска в Харбин, однако сейчас купить билеты на сайте перевозчика по этим направлениям невозможно.

«Аэрофлоту» удалось сохранить рейсы в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Гонконг. С 1 февраля все пассажиры из Китая прибывают в терминал F Шереметьево. В стратегии развития «Аэрофлота» указано, что компания «выигрывает до 3 часов времени транзита по сравнению с конкурентами и имеет самые низкие затраты на этих трассах, а также занимает первое место по перевозкам на ряде направлений из крупных европейских центров в города Китая». При этом одна из главных целей — нарастить международный пассажиропоток с 5 млн пассажиров в 2017 году до 10–15 млн к 2023 году.

По мнению экспертов, «Аэрофлот» — единственный российский перевозчик, который не просто не понесет потери из-за коронавируса, но и выиграет на этом. Глава Friendly Avia Support Александр Ланецкий заявил «Коммерсанту», что решение российских властей выглядит избирательным и дает явные преимущества «Аэрофлоту». «Если он [коронавирус] опасен, почему тогда все же разрешено одной авиакомпании летать в один аэропорт? А если его распространение можно контролировать в аэропортах, почему бы властям просто не сделать это также в Кольцово, Толмачево или Владивостоке?» — отмечает Ланецкий. Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что потери всех российских компаний, которые перестали летать в Китай, будут существенными.

Сколько могут потерять авиакомпании

По подсчетам «Коммерсанта», в зимнее расписание 11 российских авиакомпаний еженедельно выполняли 54 рейса в Китай, а 8 китайских авиакомпаний — 37 рейсов в Россию в неделю. За 1–25 января они перевезли более 199 тыс. пассажиров.

По самым грубым подсчетам, авиаперевозчики могут потерять несколько миллиардов рублей. По данным Ростуризма, в 2017 году из КНР в Россию было совершено 1,48 млн поездок. Прямые поступления от китайского туризма составили 120 млрд рублей, в том числе 40 млрд рублей пришлось на сферу международных перевозок. То есть за два месяца — около 6,6 млрд рублей (но в эту сумму нужно включать еще и железнодорожный транспорт). Однако, по оценкам экспертов, с каждым годом количество китайских туристов, прибывающих в Россию, растет.

Например, от запрета на полеты в Грузию за 4 месяца (с июля по ноябрь) российские авиакомпании потеряли 3,2 млрд рублей, больше всех — треть — «Уральские авиалинии». При этом пассажиропоток в Грузию и из нее ниже по сравнению с Китаем.

По данным статистики пограничной службы ФСБ, в 2018 году из Грузии в Россию и из России в Грузию самолетом прилетели 549 тыс. человек. Из Китая в Россию и наоборот — 1,8 млн человек.

Как это отразится на стоимости билетов

  • По итогам 2018 года из-за цен на авиакеросин стоимость авиабилетов в среднем по России выросла на 10%, хотя в предыдущее годы рост в среднем составлял 2%. Из-за дорожавшего топлива авиакомпании были вынуждены повышать топливные сборы. При этом Минтранс так и не выплатил авиакомпаниям разовую компенсацию в 25 млрд рублей, поскольку идею не поддержали в правительстве.
  • Не получили компенсации авиакомпании и после запрета на полеты в Грузию. Как писали «Ведомости», перевозчики и не рассчитывали получить деньги за убытки от невыполнения запланированных рейсов. По данным «Известий», которые ссылаются на Росстат, за восемь месяцев 2019 года средняя цена авиабилета экономкласса поднялась на 24,1%. При этом в Минтрансе называли значительно более низкую цифру — 7%.
  • В начале января 2020 года из-за конфликта на Ближнем Востоке российские авиакомпании были вынуждены изменить маршруты своих рейсов в соответствии с рекомендациями Росавиации. В Российском союзе туриндустрии отметили, что из-за удлинения маршрутов вырастет расход топлива, а значит, поднимутся и цены на билеты.
  • Как рассказал 66.RU исполнительный директор ассоциации Михаил Мальцев, вряд ли авиакомпании решат повысить стоимость билетов, чтобы компенсировать потери от приостановки полетов в Китай. Эксперт приводит три аргумента: во-первых, это устойчивые игроки, имеющие другие направления, прибыль от которых способна перекрыть убыток; во-вторых, высокий уровень конкуренции не позволит повышать цену на билеты; в-третьих, из-за низкой покупательской спообности спрос на билеты и так уменьшается.

«Помимо того что необходимо каким-то образом компенсировать ущерб, покупательная способность и спрос не позволяют сильно разогнаться и увеличивать стоимость. Туризм год от года не показывает рост, и увеличение стоимости авиаперелета едва ли способно себя оправдать. Подобная инициатива, скорее всего, может только нанести ущерб», — подчеркивает исполнительный директор УАТ.

Тем не менее авиакомпании действительно понесут значительные убытки, считает Мальцев. Это и компенсация за неиспользованные билеты, и вывозные рейсы, когда пустой самолет летит, чтобы забрать туристов, и потери от невыполненных рейсов, и переброс бортов на другие направления.

66.RU отправил запросы в авиакомпании с просьбой прокомментировать возможные финансовые потери в связи с запретом на полеты в Китай и дальнейшую ценовую политику. «Уральские авиалинии» воздержались от комментариев, в S7 на момент публикации на запрос редакции не ответили.

Рассчитывать на компенсацию убытков со стороны государства, отмечает эксперт Олег Пантелеев, также не стоит. «Авиакомпании заинтересованы в том, чтобы получить компенсацию, но не факт, что такой вопрос будет решен в пользу авиаиндустрии. Не самый удачный пример, когда в 2003 году была эпидемия атипичной пневмонии, тогда Россия о компенсации убытков авиакомпаниям даже не бралась рассуждать. Но в целом можно исходить из того, что другие страны не практикуют выплату компенсаций», — цитирует его BFM.

Александра Морозова