Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Надо больше «улиц разбитых фонарей». Почему проектировщик сквера за Оперным часто получает заказы мэрии

20 января 2020, 10:00
Надо больше «улиц разбитых фонарей». Почему проектировщик сквера за Оперным часто получает заказы мэрии
Фото: архив 66.ru
Сквер за Оперным театром в Екатеринбурге, где неизвестные регулярно разбивают фонари, благоустраивали по плану бюро «Архитек». Компания является постоянным участником тендеров и конкурсов городской администрации и часто их выигрывает. Особенно проектировщики востребованы в разработке планов благоустройства ключевых общественных пространств города. Секрет их успеха – отсутствие конкуренции, согласие работать без предоплаты и «представления о прекрасном», совпадающие со вкусами чиновников мэрии.

О компании мало что известно. «Архитек» зарегистрирован по адресу Шевченко, 9. В том же здании, например, расположен офис «Уралгражданпроекта». Согласно учредительным документам, там работают всего два человека. «Архитек» входит в саморегулируемую организацию «Уральское общество архитектурно-строительного проектирования».

Представитель одного из архбюро на условиях анонимности рассказал 66.RU, что проектировщики из «Архитека» «не входят в архитектурную тусовку города». По его мнению, их проекты однообразны, не учитывают контекст местности, устарели, а привязанность к фонарям — сомнительна.

Другой архитектор сожалеет, что «их представления о прекрасном совпадают с представлениями чиновников из мэрии Екатеринбурга». Хотя ходят слухи, что директора бюро связывают дружеские отношения с теми, кто распоряжается в администрации деньгами.

Те, кто работает с частными заказчиками, предпочитают не связываться с муниципальными торгами: у застройщиков правила понятнее и нет такой волокиты.

Анонимный источник 66.RU:

— «Архитек» предсказуем для администрации с точки зрения финансов. На рынке мало кто готов браться за заказы муниципалитета, потому что нужно делать много работы без предоплаты, под обещание денег в конце. «Архитек» готов играть по таким правилам.

Зато проектное бюро стабильно зарабатывает на муниципальных контрактах. Самые важные из них:

  • проект и авторский надзор за благоустройством сквера за Оперным театром (в сумме — 757 142 руб.);
  • проект и авторский надзор за благоустройством парка «Зеленая роща» (в сумме — 1 568 197 руб.);
  • проект благоустройства набережной от Куйбышева до ЦПКиО (цена — 3 711 822 руб.);
  • предпроектные работы по строительству правого берега Исети от Папанина до Челюскинцев (цена — 1 090 864 руб.);
  • предпроектные работы по реконструкции левого берега Исети от Малышева до Декабристов (цена — 343 681 руб.);
  • проект реконструкции парка-стадиона «Химмаш» (цена — 1 940 000 руб.).

В 2018 году концепции «Архитека» по благоустройству сквера у Драмтеатра и лучшим малым архитектурным формам в Зеленой роще вошли в шорт-лист конкурсов, а в 2019 году стало известно, что по проекту бюро обновят пешеходную часть улицы Вайнера.

Директор «Архитека» Наталья Черлова объясняет полученные заказы на благоустройство ситуацией в стране, когда у муниципалитета не хватает денег, чтобы финансировать строительство капитальных объектов: «Заказов на проектирование зданий становится все меньше. Сейчас в тренде благоустройство общественных пространств, поэтому мы беремся за эту работу».

Отвечая на критику о переизбытке фонарей в парке за Оперным, Наталья Черлова говорит, что центр города должен быть ярко освещен — настолько, чтобы посетители могли спокойно читать там даже ночью, а битье плафонов объясняет тем, что люди еще не привыкли к ним.

Наталья Черлова, директор «Архитека»:

— У здания УрФУ есть бульвар с похожими фонарями, но их никто не бьет. Много лет они спокойно стоят. У нас, к сожалению, низкая культура. В западных странах такой тип освещения в порядке вещей.

В дополнение мы отправили Наталье Черловой следующие вопросы:

  1. Чем вдохновлялись, когда проектировали сквер за Оперным театром?
  2. Кто принимал проект?
  3. Есть мнение, что ваша востребованность объясняется близким знакомством с сотрудниками мэрии, которые принимают решения. Что можете сказать по этому поводу?
  4. Как относитесь к критике относительно переизбытка фонарей? Что можете ответить на нее?
  5. Будут ли сделаны выводы, исходя из критических замечаний, и будут ли они учтены при подготовке последующих проектов?
  6. Что конкретно не понравилось в реализации проекта благоустройства за Оперным театром?

Директор «Архитека» пообещала ответить на них письменно, но на момент публикации материала ответы не поступили.