Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Рэперы шатают режим, как рокеры в 80-е. Александр Кушнир – о музыке в СССР и в современной России

14 января 2020, 10:08
Рэперы шатают режим, как рокеры в 80-е. Александр Кушнир – о музыке в СССР и в современной России
Фото: архив 66.RU
Музыкальный эксперт Александр Кушнир выступил с лекцией в Екатеринбурге, на которой травил душевные байки про «Вудсток-87» и первый советский рок-альбом, записанный Борисом Гребенщиковым и Михаилом Науменко на лужайке. А после рассказал 66.RU, почему сегодняшний рэп – это не что иное, как новый виток рока 80-х, ускоривший распад СССР.

В книжном магазине «Пиотровский» в Екатеринбурге прошла презентация переизданной книги-сборника «100 магнитоальбомов советского рока». Ее перевыпустили впервые с 1990 года. Представил новое издание музыкальный критик и автор книг о советской и российской музыке Александр Кушнир, который работал с «Мумий Троллем», «А-Студио», Земфирой, организовывал фестивали Maxidrom, «Нашествие», «Крылья» и был пресс-атташе концертов российских и зарубежных звезд.

Мы обратились к эксперту с единственным вопросом: можно ли рассматривать тексты сегодняшних рэп-исполнителей — таких как Хаски, FACE, Oxxxymiron — как предвестие масштабных общественных потрясений и есть ли в этом параллель с 80-ми, когда остросоциальные песни рок-музыкантов вылились в итоге в распад СССР?

Александр Кушнир, автор книги «100 магнитоальбомов советского рока»:

— То, что делали рокеры 80-х, делают рэп-исполнители спустя 30 лет. Рок-музыканты в Европе разрушили Берлинскую стену, рок-музыканты в СССР, можно сказать, ускорили разрушение Союза и превращение социализма в капитализм. Рэперы сейчас единственные, кто поднимает в своих текстах ключевые вопросы. Они ничего не боятся и совершают акции на грани фола с правоохранительными органами. [Рэперы] много чего нового придумали, начиная с батлов и заканчивая новой формой протеста. Поэтому мне кажется, что история вышла на новый виток спустя 30 лет. Рэп — это рок-музыка в новом витке. Форма изменилась, а суть осталась прежней.

Кроме того, на презентации Александр Кушнир рассказал много историй из личного опыта про рок-тусовку 80-х. Мы выбрали несколько самых интересных сюжетов, которые отражают дух того периода.

Рок-альбом на лужайке

Был 1978 год. Встретились Борис Гребенщиков и Михаил Науменко — два гения питерской рок-музыки. Они поняли, что им нужно вместе писать песни на русском языке. Но связей, как у «Машины времени», и средств, как у «Високосного лета», у музыкантов не было.

Что они делают: берут две гитары, микрофон, звукорежиссера-дружбана и садятся на лужайке. Представьте себе картину: ромашки, стоит табуретка, а на ней микрофон. И они начинают записывать альбом. Это было начало всех начал. Альбом назывался «Все братья — сестры». Куплет поет Майк, куплет поет Борис. Припев — хором.

В итоге рок-альбом записан на лужайке с бюджетом в ноль рублей.

«Весенние ритмы»: первый рок-фестиваль

В 1980 году в Тбилиси проводят первый рок-фестиваль, чтобы показать, что в СССР все нормально. Со всей страны туда съехались группы, в том числе «Аквариум». В конце выступления Гребенщиков упал и играл лежа. На него упал Гаккель с виолончелью. Жюри в полном составе поднялось и покинуло зал. Сказали, что это пропаганда гомосексуализма.

В этот момент «Аквариум» пели песню «Марина». В песне были такие слова: «Марина узнала, она захотела, она вышла замуж за Ино». Имелся в виду музыкант Брайан Ино. Но жюри показалось, что в песне поется «вышла замуж за финна». Как советская женщина может выйти замуж за финна?!

В итоге на фестивале первое место заняла группа «Машина времени», а «Аквариум» запомнился этим скандальным выступлением.

Yellow Submarine в «Аквариуме»

В Таллине был какой-то другой мир. Тусовка Бориса Гребенщикова и Михаила Науменко узнала, что там проходит кинофестиваль. Программы не было, но они, предчувствуя, что третий день будет днем мультфильмов, в ожидании чуда поехали в Таллин автостопом. И чудо случилось: третьим по счету показывали клип the Beatles — Yellow Submarine. Группа «Аквариум» ходила на его показ четыре дня подряд.

Они рассказывают, что когда в первый день увидели на экране Yellow Submarine, боялись потерять сознание: дыхание было напрочь нарушено. Во второй день чудо перевалило в зону вечного кайфа. На третий они начали обращать внимание на то, что происходит на экране. В четвертый день появился переводчик: с типичной эстонской оперативностью он начал переводить текст песни. От отвращения группа «Аквариум» в полном составе покинула кинотеатр.

Христианский альбом в СССР

Валерий Баринов — убежденный баптист. Он быстро собрал группу, назвал ее «Трубный зов», и вместе они записали хард-рок песни по библейским сюжетам. Они поняли, что в Союзе делать нечего, а эмигрировать не удастся, поэтому по христианским каналам стали передавать свои первые записи за рубеж.

Чтобы записать альбом «Второе пришествие», они нашли недалеко от Таллина хутор из двух домов. В баптистских кругах было известно, что в Таллине одна церковь обладала хорошим звукозаписывающим оборудованием. Какой-то смелый водитель привез всю эту аппаратуру ночью на хутор, музыканты пригнали гитары, питались консервами и за две недели написали альбом.

Впоследствии при переходе государственной границы группу задержали сотрудники КГБ. Как Баринов видел этот переход? Очень просто: встали на лыжи — Финляндия же близко, — взяли компас, помолились и пошли. Их накрыли где-то под Мурманском.

Баринова посадили. Ну, как он там сидел. Он быстро в тюрьме всех в христианство обратил.

Советский Вудсток-87

Пришел Горбачев. Начинается «перестройка» и разрешаются первые фестивали. В 1987 году прошел рок-фестиваль в Подольске. К этому времени все основные альбомы русского рока были выпущены.

Группа «Калинов мост» на своих концертах укладывала на лопатки залы. Это был такой таежный, жесткий ритм-блюз. На фестивале в Подольске группа выступала час полным составом. Потом Дмитрий Ревякин [лидер группы] оглянулся на музыкантов — а у них в группе была хорошая биопсия [в данном контексте – взаимопонимание] — и вся группа ушла, и он один исполнил песню «Полоняне», которая написана в эпоху борьбы с недостатками советского строя. Ревякин взял все риски [за ее исполнение] на себя.

После того как я увидел «Наутилус Помпилиус» и «Калинов мост», я написал заявление, ушел с работы и занялся музыкой: зачем быть сторожем или грузчиком, если вот такое есть.