Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Хотел iPhone, а пришел кирпич. Как купить подарки к Новому году и не нарваться на мошенников

24 декабря 2019, 17:09
Хотел iPhone, а пришел кирпич. Как купить подарки к Новому году и не нарваться на мошенников
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU
До Нового года осталась неделя. В торговых центрах и магазинах собираются толпы тех, кто еще не успел купить подарки друзьям и родственникам. В такой период возрастает спрос на покупки через интернет, а вместе с ним и опасность нарваться на мошенников. Рассказываем, как выбрать правильный онлайн-магазин.

Подделка, брак и списание всех денег

В управлении Роспотребнадзора по Свердловской области рассказали, что к ним регулярно приходят обманутые покупатели. Лжепродавцы присылают вместо телефонов кошельки и кирпичи, вместо дорогого итальянского белья — дешевые панталоны с торчащими нитками, вместо авторской куклы — низкокачественную бесформенную игрушку, которую на рынке можно купить за 100 рублей. Чаще всего жалуются на контрафактную технику и телефоны. Но многие не задумываются во время покупки, как iPhone последней модели может стоить15 тысяч рублей.

Нередки случаи, когда покупателям просто не присылают товар. Так действуют сайты-однодневки. Они открываются к Новому году, предлагают закупать подарки к празднику, собирают деньги, а потом просто закрываются.

Но покупатель интернет-магазинов может нарваться на куда большие неприятности, чем остаться без товара или получить подделку. Самая страшная схема — человек переводит оплату, а мошенник снимает все деньги с его карты. Специалисты говорят, что технически сделать это легко, если покупатель не использует безопасный способ оплаты и не проверяет свои устройства на вирусы.

Теневой онлайн-бизнес

В большинстве случаев обманывают на сайтах, которые не принадлежат официально зарегистрированным компаниям или индивидуальным предпринимателям. Проблема в том, что нелегальные продавцы либо вообще не раскрывают информацию о себе, либо пишут неверные данные. Получается, что если вам прислали не тот товар или вообще сняли с карты все деньги, то вы не можете предъявить претензию, так как жаловаться не на кого.

Янина Голубева, директор МБУ «Центр правозащиты»:

— Мы всегда говорим, что если спор возник с зарегистрированным, легальным предпринимателем, то в 90% случаев мы поможем его решить. Если во время разбирательства оказывается, что продавец осуществляет незаконную предпринимательскую деятельность, то выход нередко один — обращаться в полицию. Но тут перспектива наказать не очень радужная.

Кроме того, по ее словам, даже если недобросовестного продавца найдут, то вернуть деньги все равно будет не так просто. Это не задача полиции. Пострадавшему придется обращаться с гражданским иском в суд, потом добиваться исполнения решения, а это долго и сложно.

Начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров управления Роспотребнадзора по Свердловской области Татьяна Шулешова рассказала, что за последние пять лет число жалоб на дистанционную торговлю, как правило, нелегальных продавцов, в регионе выросло в пять раз. При этом органы Роспотребнадзора не имеют права принимать решение о блокировке сайта. Это может делать только суд. Но не исключено, говорит Татьяна Шулешова, что после блокировки у этого продавца появится новый сайт, ведь зарегистрировать его не составляет труда.

Как отличить легальный интернет-магазин от сомнительного

Перед Новым годом все чаще можно наткнуться на рекламные баннеры сайтов, где продают фирменную одежду с огромными скидками. Например, интернет-магазин с непонятным адресом, где предлагают вещи якобы фирмы Lacoste на 90% дешевле, чем она стоит на самом деле. Конечно, это подделка, информация о владельце сайта не соответствует действительности, поэтому есть вероятность, что в лучшем случае вам пришлют дешевую китайскую одежду с лейблом Lacoste, в худшем — оставят без денег на счете.

Итак, признаки того, что вас обманывают:

  • слишком большая скидка. Вряд ли известный бренд будет распродавать вещи так дешево. А если и будет, то в своем магазине и на официальном сайте;
  • минимум контактной информации (наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя либо отсутствует, либо оно вымышленное, местонахождение не указано). Часто сайты предлагают оставить имя и номер телефона с припиской: «Мы вам перезвоним». То есть все детали будут обсуждать устно и в случае чего с продавцом будет не связаться;
  • продавец просит перевести деньги на карту физического лица, а не на счет ООО и ИП. Получается, что у покупателя не останется никакого неоспоримого доказательства, что деньги перечислили за конкретный товар;
  • на сайте размещены лишь красивые картинки, но нет ничего об изготовителе, где он находится, кто завозит товар в Россию.

Самый надежный способ — проверить информацию о владельце на сайте Федеральной налоговой службы. Тот же пример с интернет-магазином Lacoste. Внизу маленькими буквами написано, что продавец — «Современная одежда», там же указан номер ОГРН и ИНН. Проверяем информацию на сайте ФНС, чтобы узнать, состоит ли организация в едином реестре юридических лиц. Вводим эти цифры в специальную графу. Оказывается, что под этими ОГРН и ИНН на самом деле зарегистрирована компания «Стильная одежда».

Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Янина Голубева объясняет, что это никакая не ошибка, и, скорее всего, кто-то использует данные другой организации. И таких сайтов, по ее словам, огромное количество.

Директор МБУ «Центр правозащиты» советует проверять таким образом все сайты, где вы собираетесь делать покупку. Если хотите все-таки заказать, несмотря на то что это сайт явно нелегального предпринимателя или это вообще группа в соцсети, то хотя бы соблюдайте меры предосторожности:

  • читайте отзывы, но не на самом сайте или в группе, а в интернете в целом;
  • оплачивайте товар с отдельной карты, где нет большой суммы денег;
  • не сообщайте свои персональные данные, не высылайте копии паспорта и не называйте пин-коды, якобы для проверки подлинности карты;
  • не переходите по непонятным ссылкам, которые приходят на почту или в сообщениях.

И, главное, осознавайте, что, делая покупки у нелегальных бизнесменов, в том числе через соцсети, вы все равно рискуете остаться без товара, получить низкокачественную вещь или брак.

Татьяна Шулешова, начальник отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров управления Роспотребнадзора по Свердловской области:

— Дистанционная торговля будет и должна развиваться. Ключевая проблема заключается именно в том, что граждане еще не научились распознавать мошенников и нелегальный бизнес. Пока знания потребителей не восполнятся, они так и будут сталкиваться с нарушениями.

В действующей стратегии государственной политики России до 2030 года предусмотрены меры по усилению защиты прав потребителей при покупках через интернет. В частности, граждан будут информировать о возможных рисках. Появятся сервисы для решения споров между покупателями и продавцами. Кроме того, планируют разработать механизмы проверки информации, которую продавцы размещают на сайтах. «Какие плоды это принесет, пока неясно, но, надеюсь, поможет снизить масштабы нелегальной торговли в Сети», — говорит Татьяна Шулешова.