Об обмане в системе здравоохранения сообщил 66.RU читатель Иван Баранов. «Я проверил личный кабинет на сайте ТФОМС и обнаружил в своей истории недешевые услуги, которые я точно не получал — в тот день я не мог быть в поликлинике, потому что работал», — пишет он. Следом за Иваном я, корреспондент 66.RU Мария Лебединская, тоже решила проверить личный кабинет — и нашла там отчет о пройденной в 2017 году диспансеризации, которую не проходила.
Подобные ситуации с приписками — по всей стране. В 2015-м около 8,5 тысяч москвичей пожаловались на обман. В конце 2019-го поликлинику в Самарской области поймали на махинациях — десяти пациентам приписали диспансеризацию, которую они никогда не проходили. Та же ситуация — в Саратове и других регионах.
Как рассказал 66.RU сотрудник Территориального фонда ОМС в Свердловской области, пациентам периодически приписывают услуги, которыми они никогда не пользовались, — «чаще всего это какие-нибудь осмотры». Лжеотчетностью, как правило, занимаются участковые врачи-терапевты и другие сотрудники.
Работает это так. Фонд обязательного медицинского страхования формируется из страховых взносов, которые платят работодатели за сотрудников и исполнительные органы власти за неработающих граждан. Ежемесячно медицинские организации подсчитывают, сколько и каких услуг они оказали, и передают данные о стоимости страховщикам. А те выплачивают им средства из общего фонда.
«Ты пришел на прием — «принес» деньги работодателя. Больница получает их за каждую услугу, каждое движение руки. То, что происходит, — обыкновенные приписки [когда вместе со сведениями о проведенной работе больница передает информацию о том, чего никогда не делала, чтобы получить больше денег]», — объясняет сотрудник ТФОМС.
Деньги за несуществующие услуги получает врач, которому отчисляют средства за каждого пациента, и больница. Чем больше поступит средств на счет учреждения, тем больше у руководства возможностей распределить их. Кроме того, для медработников важно отчитаться о том, как активно они трудятся и выполняют план. Поэтому медики заносят приписки в карты живых граждан, которые в больнице не появляются, и мертвых тоже «лечат».
Чтобы проверить, какие оказанные вам медицинские услуги оплатила страховая, зайдите в личный кабинет на сайте территориального Фонда обязательного медстрахования (в Свердловской области это tfoms.e-burg.ru). Там появится информация о визитах в поликлиники за последние пару лет.
Как пожаловаться? О приписках заявить просто — нужно отметить галочками все услуги, которые вы не получали, и нажать кнопку «Сообщить о недостоверности сведений».
Есть другие варианты: обратиться в страховую организацию, которая оплачивает оказанные вам услуги, или в будни позвонить по телефону горячей линии ТФОМС Свердловской области 8(343) 362–90–25, а также написать письменное обращение в ТФОМС по адресу 620102, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Московская, 54.
Зачем жаловаться? Компенсацию за обман вам не выплатят, но:
Что будет? Если обман вскроется, больницу оштрафуют. Врачи, которые фиксировали несуществующую диспансеризацию, могут потерять в деньгах. В целом систему нужно менять, считает президент Лиги защиты пациентов Александр Саверский: платить медперсоналу не за выполненный план по количеству услуг и пациентов, а непосредственно за работу.