Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Это опасный бизнес»: физик-ядерщик объяснил, почему выступает против ввоза в Россию урановых хвостов

18 ноября 2019, 16:37
«Это опасный бизнес»: физик-ядерщик объяснил, почему выступает против ввоза в Россию урановых хвостов
Фото: архив 66.ru
Физик-ядерщик и член Российского социально-экологического союза Андрей Ожаровский дал интервью Znak.com и объяснил, чем грозит ввоз в Россию урановых «хвостов», кому это выгодно и как остановить сделку.

Андрей Ожаровский участвовал в недавнем заседании общественного совета «Росатома» с экологами. Он вместе с единомышленниками высказывался категорически против ввоза урановых отходов из Германии. В интервью он подробно рассказал, почему сделка «Росатома» — большой риск. Мы собрали ключевые высказывания физика.

  • Урановые «хвосты» — это отходы обогащения урана. У природного урана концентрация изотопов 0,7%, а нужно 4%. Чтобы уран можно было использовать на АЭС, концентрацию изотопов повышают. В итоге на тонну работающего урана остается около семи тонн отходов.
  • В отходах концентрация изотопов настолько мала, что на дальнейшее обогащение нужно расходовать больше количество электроэнергии. Это очень дорого. В России есть такие мощности. Но из 12 тысяч тонн отходов можно получить лишь одну тысячу тонн работающего урана. Остальные 11 тысяч вторичных отходов останутся в России.
  • Цель Германии — избавиться от опасного вещества.
  • Юридически никто не нарушает закон. В российских законах написано, что отходы — это то, что нельзя использовать в дальнейшем. А так как, в теории, хвосты можно использовать, это уже не отходы.
  • В Росатоме говорят, что от хвостов избавятся к 2080 году. Непонятно, может ли экономический смысл оправдать риски. Содержание контракта не опубликовано.
  • В Россию везут химически нестабильное вещество. Если контейнер разгерметизируется и вещество проникнет в воздух, оно может принять растворимую форму и попасть на почву, в растения, в воду. Судя по документам, такие утечки уже были. Правда, без жертв. При утечке в радиусе 30 километров может появиться смертельно опасная концентрация плавиковой кислоты. И если это будет не один контейнер, а сотни, то будет катастрофа.
  • В «Росатоме» говорят, что Россия умеет обогащать уран намного лучше, чем Германия. Рассказывают сказку о том, что вот-вот они изобретут новый реактор. В реальности в планы использовать урановые «хвосты» поверить сложно. Я не исключаю, что и в 2009 году, и сейчас в вопросе ввоза в Россию урановых «хвостов» есть и коррупционная составляющая. Какие-нибудь сотрудники строят виллы где-нибудь в Испании, а нам везут ядерные отходы.
  • Я считаю, что это опасный бизнес. Нужно перестать ввозить чужие отходы и разобраться со своими. А «Росатому» лучше строить новые установки, чтобы «отходы» можно было переводить в более безопасное состояние и чтобы площадки для хранения под открытым небом в Новоуральске, Северске, Зеленогорске и Ангарске исчезли.
  • 12 лет назад мы ужаснулись, когда увидели, как транспортируются эти отходы. Стояли параллельно два поезда в Санкт-Петербурге. Один с нефтью, другой с отходами. И это все не где-то на дальнем перегоне, а в центре культурной столицы России.
  • Мы будем дальше привлекать внимание общественности. Немцы готовы выходить с плакатами и протестовать против неэтичного экспорта урановых отходов. Цель все та же — остановить опасный проект.

До конца 2019 года в Россию привезут 6000 тонн, или 725 контейнеров, с ядерными отходами из Германии. Обедненный уран поставляют в Новоуральск и Ангарск. Первые грузы уже прибыли.