Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«История не о деньгах». Соавтор монумента Татищеву и де Геннину защитил тех, кого судят за фото памятника

25 октября 2019, 15:50
«История не о деньгах». Соавтор монумента Татищеву и де Геннину защитил тех, кого судят за фото памятника
Фото: 66.RU
Из-за главного символа города судят нескольких предпринимателей. Иски за якобы незаконное использование изображений памятника подала организация по коллективному управлению авторскими правами, которая заключила договор о передаче полномочий со скульптором Чусовитиным как с единственным автором архитектурного объекта. Однако на стороне ответчиков выступили наследники коллег и сами коллеги скульптора, принимавшие непосредственное участие в работе над монументом. Новые подробности громкого судебного разбирательства с элементами мистики и налетом истории — в материале 66.RU.

Памятник раздора

Уже год на Урале тянутся судебные разбирательства между ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) и предпринимателями, которые якобы незаконно использовали изображения памятника Татищеву и де Геннину, размещая их в разных видах печатной продукции.

Первое дело ассоциация выиграла в мае. Тогда Свердловский арбитражный суд обязал ответчика — издательство «Фест Хэнд» — заплатить 10 тысяч рублей за снимок памятника, опубликованный в бумажном гиде по достопримечательностям Екатеринбурга и близлежащих городов.

Дальше одно за другим последовали и другие неутешительные для ответчиков решения. Пермский предприниматель пострадал за набор открыток, где на одной изображается вышеупомянутый объект. ООО «Евразия» наказали за то, что те напечатали бронзовых Татищева и Де Геннина на коробке конфет вместе с другими достопримечательности города. ИП Марина Чеботаева использовала фото памятника в гиде и тоже предстала перед судом.

В сентябре 17-й арбитражный апелляционный суд решил полностью пересмотреть иски УПРАВИС к предпринимателям. С жалобами на решения Арбитражного суда Свердловской области обратились не только ответчики. К делу подключились наследники соавторов памятника: дочь Германа Дубровина — Наталия Анфалова и внук Алексея Овечкина — Олег Овечкин.

Наследники решили, что Петр Чусовитин не имел права без согласия их и других соавторов монумента заключать договор с УПРАВИС и объявлять себя единственным автором. Также они считают, что можно свободно использовать изображения памятника, который стоит в открытом для свободного посещения месте, и выступают против того, чтобы с кого-то взимались за это деньги.

Позицию наследников Германа Дубровина и Алексея Овечкина поддержали и другие члены команды, что работала над созданием памятника. Архитекторы Евгений Луговой и Юрий Сычев направили в апелляционный суд свои отзывы.

Фото: 66.RU

Наследники Германа Дубровина и Алексея Овечкина, а также архитекторы Евгений Луговой и Юрий Сычев участвуют в судебном разбирательстве как третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований.

Корреспонденту 66.RU удалось пообщаться с Юрием Сычевым и узнать интересные факты о том, как в Екатеринбурге появился памятник отцам-основателям города.

Фото: 66.RU

Юрию Сычеву 80 лет. Архитектор помнит подробности создания каждого своего объекта и считает памятник основателям Екатеринбурга гордостью города. Жители и гости столицы Урала должны наслаждаться красотой объекта, а не видеть в нем символ раздора авторов.

Знак Весов и красный гигант из Украины

Памятник Татищеву и де Геннину установили в августе 1998 года. Монумент стал жемчужиной, завершающей архитектурный ансамбль Плотинки. Событие приурочили к 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга. Над проектом работал авторский коллектив, в состав которого входили скульптор Петр Чусовитин и архитекторы Герман Дубровин, Евгений Луговой, Алексей Овечкин и Юрий Сычев.

Фигуры отлили из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш» и собрали из 19 частей.

Удивительно, но авторам удалось не только сделать абсолютно непохожих друг на друга людей чуть ли не близнецами, но и «примирить» их. Ведь известно, что при жизни основатели города не особо ладили и вряд ли бы согласились долго терпеть такое соседство.

Работа над созданием памятника была довольно трудной, вспоминает Юрий Григорьевич. В те времена компьютерные программы для архитекторов и дизайнеров были редкостью, а компьютеры роскошью, поэтому все приходилось рисовать руками и высчитывать в голове. (Сегодня оригиналы чертежей Сычева хранятся в музее на малой родине архитектора в Курганской области. — Прим. ред.)

Юрий Сычев, архитектор:

— Я все рисовал на огромных масштабов кальке. Чтобы понимать, как памятник будет выглядеть не на картинке, а вживую, приходилось фантазировать. Например, мы вырезали копии скульптур на картоне и приматывали к черенкам лопат. Рабочие эти конструкции держали неподвижно, пока я рассчитывал нужную высоту. Размеры и форму каждой плиты отчерчивал и высчитывал отдельный специалист. Все должно было быть четко, мы не могли позволить себе ошибиться.

Изначально задумывали использовать для постамента цельный кусок мрамора. Найти такого гиганта удалось на Украине. Однако во время обработки что-то пошло не так и в камне образовалась трещина. Пришлось выкручиваться: пилить глыбу на три части и скреплять. Между плитами положили свинцовые прокладки, чтобы уберечь от сдвигов.

Фото: © 66.RU

Юрий Сычев с бригадой украинских рабочих у того самого камня. Его форма могла быть изящнее, но тогда постамент, скорее всего, не выдержал бы веса скульптур.

У полукруглой скамьи, что расположилась за памятником, тоже необычная история. Идей оформления пространства было много, рассказывает Юрий Григорьевич, но творческий коллектив не утвердил ни одну. Между тем сроки поджимали, нужно было придумать решение. Однажды перед сном Сычев обратился с мольбами к небесам и к покойным товарищам, чтобы подали идею. Той ночью архитектору приснились весы.

Юрий Сычев:

— Это были самые обычные весы с чашами. Рядом с ними лежала субстанция, похожая на шерсть. Я стал накладывать ее то в одну чашу, то в другую, но обе стороны, хоть и колебались, оставались на одном уровне. Когда проснулся, стал размышлять, что это может означать. На глаза попалась газета с гороскопом. Сначала думал, что подсказку найду в тексте, но все оказалось гораздо проще. Графический знак Весов — это то, что нужно! Эврика!

Фото: 66.RU

Символ Весов из гороскопа.

Фото: 66.RU

А это знак Весов, который применили в архитектурном решении.

Когда-то знак Весов помог Юрию Сычеву создать произведение искусства. Теперь весы, что принадлежат богине правосудия Фемиде, помогут восстановить справедливость в этой истории, надеется архитектор.

Спор ни о чем

Юрий Сычев:

— Этот памятник — история не о деньгах. Я, когда занимался этим проектом, про деньги вообще забыл. Просто делал и вкладывал душу. И еще: я не считаю себя автором, я — соавтор. Впереди всегда, как знамя, шли Овечкин и Дубровин, а я за ними, как и другие. Это общая работа.

Исковые требования УПРАВИС к предпринимателям Юрий Григорьевич считает необоснованными и тоже собирается выступать за свободное использование изображений памятника.

Фото: 66.RU

Юрист фирмы «Юста Аура» Марина Иванова, которая представляет интересы наследников соавторов памятника, рассказала, что полный состав авторов памятника уже установили и документально подтвердили. Во все судебные процессы представили архивные документы, из которых следует, что над созданием объекта работали еще четыре человека помимо Чусовитина, в том числе и Юрий Сычев.

Фото: 66.RU

Копия одного из документов, где перечисляются фамилии авторов памятника.

Марина Иванова, юрист фирмы «Юста Аура»:

— Скульптор Чусовитин не имел права единолично распоряжаться общим исключительным правом на памятник. Это право принадлежит ему наряду с другими соавторами и их наследниками. Договор между УПРАВИС и Чусовитиным, на основании которого поданы иски к ответчикам, нарушил авторские права третьих лиц и является ничтожным.

ИП Марина Чеботаева и издательство «Фест Хэнд» подали в Свердловский арбитражный суд и 17-й арбитражный апелляционный суд встречные иски. Ответчики требуют признать сделку недействительной в части распоряжения совместным исключительным правом на памятник Татищеву и де Геннину.

Если эти встречные иски удовлетворят, иски УПРАВИС к предпринимателям удовлетворить будет невозможно, отметила Марина Иванова.

Есть еще один нюанс. Состав соавторов Петра Чусовитина и характер их творческого вклада в области архитектуры не позволяют отнести спорный монумент к произведению изобразительного искусства.

Это означает, что к спору применима норма п. 2 ст. 1276 ГК РФ. Она разрешает свободно использовать произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, расположенные в месте, открытом для свободного посещения. Эта норма допускает воспроизводить и распространять изготовленные экземпляры, сообщать о них в эфире или по кабелю, доводить до всеобщего сведения в форме изображения, поясняет юрист.

Смогут ли город и предприниматели использовать изображения памятника отцам-основателям бесплатно, покажет ближайшее заседание суда. Подождем до 29 октября.