Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

История Урала в 12 картинах на потолке вокзала. Какие события они отражают и кто их герои

3 октября 2019, 08:00
История Урала в 12 картинах на потолке вокзала. Какие события они отражают и кто их герои
Фото: Григорий Постников для 66.RU
На потолках Екатеринбург-Пассажирского 18 лет назад создали серию росписей. Картины отражают важные исторические события региона и страны. Но из-за того, что находятся они слишком высоко, разглядеть детали практически невозможно. Мы пообщались с директором Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги Светланой Одиноких и составили подробный гид по «экспозиции».

Старое здание вокзала построили в 1878 году. Когда в 1914-м возвели новый вокзал, росписей в залах ожидания не было. Зато имелись небольшие картины в ресторане на первом этаже, где сейчас «Вилка-Ложка».

Идею сделать росписи воплотили в ходе последней реставрации в конце 2001 года. Так пассажиры, ожидая отправления поезда, получили возможность познакомиться с реперными точками истории Урала. Росписи создал коллектив местных художников во главе с Леонардом Гусевым. Творцы разместили 12 сюжетов на потолках в залах ожидания № 5 и № 6.

Поход Ермака в Сибирь


1581 год многие историки считают годом начала похода Ермака. В центре картины сидит сам Ермак. Слева от него — казаки. Глава похода указывает путь на восток, в сторону Сибири. Внизу видны суда, на которых дружина отправится по реке Туре.

Ирбитская ярмарка

Одновременно с походом за освоение Сибири появилась Бабиновская дорога — путь через Урал из европейской России в Сибирь от Соли Камской до Верхотурья. Дорога способствовала развитию города Ирбита. В 1630-х возникла Ирбитская ярмарка. До строительства Сибирской железной дороги она играла важную роль во внутренней торговле. В Ирбит попадала пушнина из Сибири, чай и шелк из Китая, мерлушка из Средней Азии, серебряные и золотые изделия из Москвы и металлические изделия с Урала.

Верхотурская таможня

Также с Бабиновской дороги началось развитие Верхотурья, где была учреждена таможня. Верхотурье основали в 1598 году Василий Головин и Иван Воейков. На заднем плане видна одна из достопримечательностей города — Верхотурский кремль.

Основание Екатеринбурга

В XVIII веке на Урал впервые приехали представители Петра I — Василий Никитич Татищев и Вильгельм де Геннин. На картине изображен момент основания Екатеринбурга — 1723 год. Справа видна часть Водонапорной башни, а на заднем плане — плотина.

Первый паровоз

В 1722 году Татищев и де Геннин основали Нижний Тагил. А в XIX веке там зародился железнодорожный транспорт. В 1833 году начались разработки, и в 1834 году Ефим и Мирон Черепановы построили первый в России паровоз. Только тогда он назывался «паровым дилижансом» или «пароходкой».

На заднем плане картины художники изобразили символы Нижнего Тагила: храм Александра Невского, Лисью гору с башней и Выйский медеплавильный завод.

Изумруды на Урале

В 1830 году крестьянин Максим Кожевников обнаружил изумрудные копи на берегу реки Токовой.

Гражданская война

1917—1922 годы — тяжелейший период в истории страны. Это гражданская война и одно из самых печальных событий — расстрел царской семьи.

Великая Отечественная война

Центральная часть росписи изображает отправление Уральского добровольческого танкового корпуса (УДТК) на фронт. Корпус был основан в 1943 году. От станции проложили ж/д ветку и на путь водрузили паровоз с танками корпуса. Площадь и сейчас носит название УДТК, а в центре ее находится памятник бойцам корпуса — танкисту и сталевару.

Индустриализация

1929—1934 годы — время создания уральских заводов УЗТМ и Визовского прокатного цеха. На переднем плане за столом изображены директора Уралмашзавода, в том числе руководитель строительства Александр Банников.

Уралмаш в годы войны производил оборонную продукцию и дал толчок развитию промышленности на Урале. Регион в 1941–1945 годы принял 830 эвакуированных предприятий.

Ядерный щит

Картина посвящена 60-м годам. Она рассказывает о создании ядерного щита СССР. В 1960 году благодаря разработкам в этой сфере военные сбили самолет-разведчик U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом. Задачей летчика была разведка атомных предприятий, в том числе Белоярской АЭС, которую видно на заднем плане слева. Но разведчика сбили одной из первых ракет «земля-воздух» с ядерным зарядом. В правой половине росписи — военные, которые помешали планам Пауэрса.

В левой части за столом художники изобразили Курчатова («отца» советской атомной бомбы), слева и справа от него — первый и второй директора БАЭС. В человеке в очках можно узнать главу НКВД Берию, за его спиной — Королев (один из создателей советской ракетно-космической техники).

Спортивные достижения

Одна из росписей посвящена спортивной жизни города в 1956–2000 годах. На ней изображены воллейбольный клуб «Уралочка», хоккеисты, лыжники и конькобежцы. На заднем плане — флаги. В том числе флаг Олимпийских игр, как напоминание об Олимпиаде-80 в Москве. Более половины всех золотых наград завоевали спортсмены СССР (80) и ГДР (47).

Новая Россия

Последний исторический этап — это новая российская история после распада СССР. На картине выведены руководители того времени во главе с первым президентом России. Рядом с Ельциным шагает архиепископ: в «новой» России вернули уважение к церкви. За потоком шествующих изображены главные символы Екатеринбурга: дом Севастьянова, бюст Бажова, здание администрации, Водонапорная башня, Театр оперы и балета и уже созданные Храм-на-Крови и памятник Жукову.