Сначала Валентин продолжал жить дома. Но болезнь прогрессировала, пенсионер стал подозрительным и агрессивным, начались галлюцинации. От приема таблеток он отказался и везде носил с собой нож. Не раз уходил из дома — к поискам подключалась полиция. Однажды во время приступа агрессии дочь вызвала сотрудников психиатрической больницы. Ожидала, что приедут специалисты, которые смогут помочь, укольчик поставить. Вместо этого в квартиру зашли три амбала, которые заявили, что лекарств у них нет, а есть веревка, чтобы связать буйного. От такой помощи семья отказалась. В то же время стало понятно, что держать дома Валентина опасно.
Дальше начался трудный поиск мест содержания, которых в Екатеринбурге не так много. Вариант с сиделкой сразу же отпал: своенравный пенсионер не стал бы ее слушаться. Из частного пансионата Валентина попросили забрать из-за агрессии к другим пациентам и порчи мебели. Сейчас больного поместили в государственный стационар и держат на сильных успокоительных. Но это временное решение проблемы — как только острая фаза пройдет, его выпишут. Что делать дальше, семья пока не знает.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Подобные случаи в нашей стране нередки. По распространенности деменции Россия занимает шестое место в мире, информирует ВОЗ. Минздрав РФ, в свою очередь, насчитал лишь 8800 больных. Эксперты настаивают, что число сильно занижено и таких пациентов в стране около 2 млн.
Что делать семьям, где родственник страдает деменцией, корреспонденту 66.RU рассказала заведующая геронтопсихиатрическим отделением Свердловской областной клинической психиатрической больницы Инна Языкова. Универсальной схемы тут быть не может, объяснила врач. Каждый случай рассматривается индивидуально, от этого зависят действия семьи.
Для начала специалист должен поставить диагноз. Обращаемся по месту жительства:
Эти врачи назначают больному лекарства. Один препарат противодементной терапии в среднем стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей в расчете на месяц. Однако сумма медикаментозного лечения индивидуальна, подчеркивает врач. Иногда сначала человеку назначают несколько дорогих препаратов, а потом их отменяют. Бывает наоборот — со временем приходится добавлять дополнительные лекарства.
При нахождении больного дома большая ответственность лежит на близких людях — им придется контролировать его поведение, следить, чтобы тот с осторожностью использовал электроприборы и бытовую химию, вовремя принимал лекарства.
Также пациент должен наблюдаться у психиатра — с той частотой, которую рекомендует врач. Если состояние ухудшилось, тоже непременно обращайтесь к врачу.
Лечение дома — лучший вариант для человека с деменцией. Чем дольше человек живет в привычной обстановке, в окружении близких людей и по заведенному распорядку дня, тем дольше сохраняет способность обслуживать себя. Особенно это касается пациентов в начальной стадии, которые еще сохраняют бытовые навыки — могут, например, разогреть пищу, вымыть посуду. Смена обстановки часто провоцирует ухудшение состояния — вызывает растерянность, тревогу, дезориентацию.
Не всегда лечения в домашних условиях достаточно. Если у человека появляются выраженные психические нарушения — бред, галлюцинации, агрессия, — нужна дополнительная помощь специалистов. В таком случае психиатр назначает терапию в стационаре.
Это государственные лечебные учреждения — психиатрические больницы, где есть специализированные геронтопсихиатрические отделения. Крупнейшим профильным учреждением является Свердловская областная клиническая психиатрическая больница на Сибирском тракте, 8 км. Еще один стационар находится в психиатрической больнице № 6 на Профсоюзной, 77а.
В стационаре пациента держат временно, при обостренном состоянии. Когда больному становится лучше, его выписывают домой.
Если позволяет состояние больного, терапию проводят и амбулаторно. В этом случае пациент принимает более сильные препараты в домашних условиях под контролем родственников или сиделок.
Если нет возможности присматривать за больным или тот проявляет агрессию, с которой справиться не получается, то его могут принять государственные стационарные учреждения социального обслуживания — психоневрологические интернаты (ПНИ). Свердловский областной ПНИ находится по адресу: ул. Славянская, 43.
Прежде чем отправить человека в интернат, нужно признать его недееспособным.
Для этого надо:
Подробную инструкцию можно прочитать по ссылке.
Пациентов размещают в государственных интернатах в порядке очереди. Ожидание может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет, говорит Инна Языкова.
По данным Министерства труда и социальной защиты РФ, сегодня в России на тысячу жителей старше 65 лет приходится 14 коек в стационарных учреждениях социального обслуживания. Для сравнения: в Польше этот показатель равняется 27, в Германии — 33, во Франции — 46 (данные Организации экономического сотрудничества и развития).
Частные пансионаты — это еще один вариант проживания людей с деменцией. В таких заведениях предоставляют необходимый уход, а лекарства дают только по назначению врача. Если постояльцу пансионата требуется медицинская помощь, его отправляют на консультацию к психиатру либо на лечение в стационар — как в случае, если бы человек жил дома.
При этом частные пансионаты действительно могут отказаться от постояльца, если тот проявляет агрессию или требует дополнительного лечения в больнице. Когда состояние больного стабилизируется, его могут взять обратно.
Пансионаты для престарелых:
Кутузова, 75
8–965–5–181–281
Цены: от 700 рублей в сутки (зависит от размещения: если одиночное, то 2000 рублей)
Кузнецова, 1
8–982–635–03–05
Цены: от 600 рублей в сутки
Краснопрудная, 28
8–904–17–33–555
Цены: от 700 рублей в сутки
Линейная, 12
8–922–173–46–70
Цены: от 600 рублей в сутки
Амурская, 43
Мусоргского, 97
8–965–515–82–72
Цены: от 750 рублей в сутки
Раннее выявление признаков деменции и своевременное начало терапии поможет отдалить или избежать тяжелую стадию заболевания, когда пациент полностью беспомощен, не узнает близких и не способен общаться. Деменция не излечивается, но можно стабилизировать состояние или замедлить прогрессирование болезни. В таких случаях, говорит Инна Языкова, действует принцип: чем раньше забили тревогу, тем лучше.
Признаки, предшествующие деменции:
Такие симптомы свидетельствуют о том, что пора обратиться к врачу. Подобные жалобы могут проявляться не только в пожилом возрасте, но и в 40–50 лет, когда человек активен и трудоспособен. В этих случаях также нужно проконсультироваться у врача — некоторые формы заболевания начинаются и в среднем возрасте.
Ни в лечении, ни в профилактике деменции панацеи нет, но Инна Языкова предлагает следовать таким рекомендациям:
P.S. После выхода текста помощник председателя Законодательного собрания Свердловской области Любовь Казанцева поделилась своим опытом. Близким людям, которые столкнулись с такой бедой, она советует: