Большое недопонимание
Министерство социальной политики Свердловской области подало иск к благотворительному фонду «Я особенный», который помогает детям с аутизмом, сообщили журналисту 66.RU в организации.
Как следует из переписки фонда с Минсоцполитики (есть в распоряжении редакции), спор возник из-за услуги «Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности». Единицей соцуслуги, говорится в документах, считается посещение клиента — только на дому или по месту пребывания, например, в организации социального обслуживания или медицинском учреждении.
В Минсоцполитики на запрос 66.RU уточнили, что услуга фондом оказывалась по местонахождению «Я особенный», который по закону не является местом пребывания получателей социальных услуг, так как они там не проживают. Более того, говорят в министерстве, оказание услуги не было подтверждено документально.
В фонде с предъявленными претензиями не согласны: по словам благотворителей, в положении об оказании социальных услуг прописано, что такую помощь можно оказывать в трех форматах — на дому, стационарно и полустационарно. «Мы выбрали удобную для себя форму — полустационарную, работали с детьми в нашем помещении, — говорят представители «Я особенный». — И сейчас министерство заявляет, что мы должны были оказывать эту услугу дома. Но мы вообще так не работаем».
Спор фонда и Минсоцполитики длится с начала года, и вот в сентябре ведомство обратилось с иском в суд с требованием взыскать с благотворителей 12,7 тыс. рублей — такая сумма набежала за оказание услуг (73 шт.) в периоды с апреля по декабрь 2017 года и с февраля по август 2018-го.
Юрист «Ассоциации юристов за гражданское общество» Елена Макей, которая консультировала фонд, считает, что спор возник из-за большого недопонимания — правительство должно было курировать работу поставщиков социальных услуг и помогать им разбираться в тонкостях законодательства и бюрократических особенностях. Все-таки, по мнению Макей, федеральный закон № 442 о поставщиках социальных услуг — достаточно новый, в НКО просто еще не разобрались с формулировками и размытостью норм. «Министерству стоило бы уделить повышенное внимание помощи таким фондам», — считает юрист.
Фото: предоставлено 66.RU фондом «Я особенный» |
---|
В документах прописано, что оказание этой услуги должно производиться при помощи специального оборудования, и в фонде решили, что заниматься с детьми лучше в помещении, которое полностью оборудовано. |
Выживание фонда
Из-за подобных бюрократических проволочек фонд «Я особенный» оказался на грани исчезновения. Организация была вынуждена съехать из помещения, которое занимала несколько лет, потому что министерство социальной политики Свердловской области долго не выплачивало компенсации, положенные фонду из бюджета, из-за неправильно оформленных документов.
Долг ведомства к августу был равен 3,5 млн рублей, на сегодня — 1,4 млн рублей. Впрочем, в Минсоцполитики сообщают, что на основании оформленных по всем правилам отчетов в 2019 году фонду выплатили более 3,34 млн рублей.
Представители фонда «Я особенный»:
— Мы сейчас переехали в офис на улице Радищева. Занимаемся тут нашими дистанционными проектами, проводим бесплатные консультации, платные диагностики, с правительством продолжаем работать.
Другая организация «Спектрум М», которая работает вместе с фондом и занимала одно помещение с ним, также вошла в реестр поставщиков соцуслуг и занялась помощью детям на дому. «Мы планируем заниматься с детьми тем же, чем занимались в центре, но дома», — уточнили в фонде. Но начать работу как можно скорее не получается, потому что нет достаточного количества специалистов и смущает низкая тарификация услуг: например, стрижка ногтей и уход за руками стоят 3 рубля 66 копеек.
Фонд продолжает сбор средств на покупку помещения: удалось накопить миллион рублей, необходимо еще столько же. Сбербанк ранее согласился предоставить для общественной организации кредит, чтобы приобрести недвижимость.
В Минсоцполитики говорят, что находятся в постоянном контакте с сотрудниками и руководством благотворительного фонда «Я особенный», но отмечают, «что суть действующего законодательства заключается в том, что государство помогает гражданам получить социальную услугу, а не содержит имущественный комплекс поставщика социальных услуг».