На самом Михайловском кладбище о значении старинных надгробий не знают. Смотритель Александр Комашко сообщил 66.RU, что надгробий в виде пней тут много, но посетители ни разу не интересовались происхождением памятников. Комашко сказал, что могилы дореволюционные, а за подробностями посоветовал обращаться к краеведам.
Руководитель проекта «Международная система поминовения усопших» Игорь Полуйчик по просьбе 66.RU исследовал памятники на Михайловском кладбище. Он заявил, что надгробия относятся к 20-м годам XX века. Такое заключение эксперт сделал, изучив надписи. Что касается срубов, то, считает Полуйчик, это религиозные символы.
— В 1917 году христианской церкви в современном понимании в России не было. После революции из разных церквей, в том числе гонимых при царизме, создали Обновленческую церковь во главе с генералом КГБ Введенским. Из подполья вышли и староверческие направления. Все это было объединено. Символика казачьей, кристоферианской, крестинянской и других церквей была разной. Поэтому очень сильно отличаются кресты. Они напоминают масти в картах. Срубы на памятниках, вероятно, являются атрибутом одного из этих религиозных течений.
Писатель, телеведущий, член Общественного совета при Министерстве культуры РФ Константин Ковалев-Случевский поделился другим мнением по поводу срубов на памятниках Михайловского кладбища. Культуролог считает, что срезы могут означать умерших родственников, а само надгробие — окончание рода. Константин Ковалев-Случевский назвал и другую версию – здесь хоронили зэков, которых ссылали на лесоповал.
— Количество обрубленных веток — количество ходок. Но эта версия не универсальна. На одной из могил вижу надпись «последний подарок», это от жены. Любопытная фраза. Значит, человек не был вором в законе, ведь они не женятся.
Еще одну деталь на памятниках заметила историк, краевед Татьяна Мосунова, которая проводит экскурсии по Екатеринбургу. На некоторых надгробиях гид увидела серп и молот в колосьях. Мосунова считает, что этот символ добавляли уже в советское время.
— Михайловское кладбище существовало с 1845 года. Эти памятники конца XIX–начала XX века. Их устанавливали в 1910-х годах, некоторые — даже раньше. А обрубленное дерево — это символ прерванной жизни. Количество срубов ничего не значит.