По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Бориса Шокурова, перевозчики получают прибыль во втором и третьем кварталах года, а первый и четвертый — всегда убыточны, пишут «Известия»
Так, по оценкам АЭВТ, в первом квартале авиаперевозчики потеряли на 32% больше, чем годом ранее — 45 млрд рублей. Операционные убытки за весь 2018 год составили приблизительно 54 млрд рублей.
Опрошенные изданием эксперты рассказали, что базовые факторы, которые создают убытки авиакомпаниям, — высокая стоимость авиакеросина, а также избыточность провозных мощностей (количество мест в действующем флоте).
При этом керосин с начала года подорожал на 1,5–2%, но в прошлом рост стоимости превысил порог в 30%. С 1 августа в силу вступил демпфер на авиатопливо. Теперь власти будут компенсировать часть затрат перевозчиков. Авиакомпании будут получать не прямые бюджетные субсидии, а вычет из акциза, размер которого будет зависеть от динамики цен на нефть и курса рубля. Компенсации можно получить при цене керосина свыше 48,3 тыс. рублей за тонну (соответствует $70 за баррель нефти). Сейчас цена составляет около 45 тыс. рублей.
По мнению Шокурова, планка установлена слишком высоко и не позволяет воспользоваться демпфером.
Из-за цен на топливо и убытков растет и стоимость билетов: по итогам 2018 года в среднем по стране цены билетов выросли на 10%. В прошлые годы рост в среднем составлял 2%. При этом российские авиакомпании продолжают наращивать пассажиропоток.