У нас стараются максимально загромоздить пространство, а в Японии его ценят. Для них оно значимо само по себе. Большие сады организованы локально, там много отдельных пространств — персиковая рощица, рядом бамбуковый лесок, отдельно цветет лотос. Так же и с маленькими собственными садиками — емкость для рыбок, сосны и цветы — норма. В наших парках и скверах тоже нужно оставлять больше свободного пространства, не пытаясь застроить его.
Во-первых, туалеты бесплатные. Везде. И на вокзалах, и в музеях, и в торговых центрах, и на улицах. Никому, нигде — ни иены. Во-вторых, они практически всегда и везде идеально чистые. Даже на вокзалах и в переходах. В-третьих, их достаточно много. А потому нет потребности использовать закоулки, подворотни и скверы.
Земля дорогая, а потому вместо наших киосков в Японии везде и всюду вендинговые автоматы. Вплоть до Фудзиямы. Сейчас, когда в Екатеринбурге активно борются с киосками, частично можно было бы заменить их этими аппаратами.
Японская еда на рынках и в магазине — это красиво. Заходишь на внешний рынок Цукидзи в Токио и наслаждаешься видом, например, нарезки из тунца. Получаешь удовольствие от умения подать икру, упаковки различных сушеностей — от устриц, разобранных по размеру и внешнему виду. Простейший рамен уже можно сделать не только для еды, но и для любования. Все продукты режутся и соединяются по принципам эстетики, согласно вкусам повара.
Пивных садов, которые у нас только обдумываются, в Токио много. Прикольный сервис: платишь определенную сумму, тебе дают специальную кружку, и вперед — экспериментировать. Лей пиво, сколько душе угодно, смешивай с любыми сиропами и иными добавками, экспериментируй без ограничений. И экспериментируют.
Возможно, для японцев такая мелочь, как люки, и внимания не заслуживает. Но день на третий я стал останавливаться просто для того, чтобы ими полюбоваться. На люках — символы городов, достопримечательности, растения, история, герои аниме. Этакая идентичность под ногами.
Фото: со страницы Константина Киселева в Facebook |
---|
Меня часто спрашивают: «Что больше всего поразило в Японии?» Одно из первых мест — железная дорога и та инфраструктура, что с ней связана. Это все-таки потребует больших финансовых вложений, но это надо видеть. Огромные многоуровневые вокзалы, где с утра до вечера кипит жизнь. Где магазины, пересадки на городские электрички, междугородние скоростные поезда, локальный транспорт. Здесь же рядом автобусы, метро, такси. Все увязано.
Что вы хотите, если через только один вокзал Токио в день проходит до полумиллиона пассажиров. Это весь Нижний Тагил с Первоуральском и окрестностями. В день. Это требует размеров, управления и комфорта. И они есть. Вокзал в большом японском городе и есть город в городе. На остановках все выстраиваются в очередь. Давки на перроне никакой
Но цены атомные для нас. Самый дешевый вариант для туриста, который желает ездить и смотреть, а не сидеть в одном городе, стоит примерно 500 долларов на человека на три недели.
Неожиданный факт: на некоторых железнодорожных станциях в Японии есть онсэны, то есть бани для ног. Сидишь и греешься, пока ждешь поезд. На улице холодно, а термальная вода очень горячая. Рядом — пожилая японская тетушка, которая следит за порядком, выдает полотенца и протирает сидушки от капель. Пытаюсь представить такую согревающую баню для ног на нашем железнодорожном вокзале — и не могу.