Первый раз Лев Еременко написал мне в 2017 году. Мол, я молодой комик. Мол, несколько месяцев назад создал с другом стендап-площадку в баре. Мол, было бы круто, если бы вы про нас написали. Текста тогда не вышло. Прошло три года. Сейчас на мероприятия «Фреш-стендапа» собирается полный зал — и за деньги, и без. А организаторы — двое парней, Лева и Гор, — мечтают о собственном клубе, популяризации стендапа в Екатеринбурге и о юморе, как деле всей жизни.
Если кратко, комики рассказали:
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
На «Открытый микрофон» может прийти любой — достаточно заранее записаться. Перед выходом на сцену Лев в баре объясняет: «Сегодня много новичков. Будет говно. Не прям, но такое». А на сцене уже просит зрителей быть добрее: «Смейтесь как доноры смеха, сегодня — вечер благотворительности». |
«Фреш Стендап» устраивает разные мероприятия: бесплатный «Открытый микрофон» — где может выступить любой, «Проверка материала» — где опытные комики обкатывают шутки, «Твой первый стендап» — платное выступление опытных юмористов для тех зрителей, кто никогда вживую не смотрел стендап. Еще ребята привозят комиков-гастролеров, устраивают импровизации и большие концерты. Работы много, но денег она особо не приносит.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
Лев официально безработный. После университета работал в отделе кадров в банке и транспортной компании. Сейчас живет на доходы от стендапа. |
— Почему ты решил заняться стендапом?
— Смотри, я начал выступать три с половиной года назад. Тогда «Открытый микрофон» делали Евгений Кожевин, который Лангепас, Нурлан Сабуров, Коля Тисенко. А потом Нурлан уехал в Москву, Кожевин и Тисенко ушли в «Мозгобойню», и стендапа в Екатеринбурге не стало.
Мы с еще одним начинающим комиком, Гором Гарьянцем, решили делать стендап. Не было идеи заработать, просто хотели организовать культурную площадку, где каждый может выйти на сцену и проверить шутки. Первое мероприятие устроили ровно два года назад. Назвали себя «Фреш Стендап», потому что у нас выступают комики новой волны, которые не играли в КВН.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
Зрители приходят в бар за полчаса до начала, чтобы занять места поудобнее. Среди слушателей в основном девушки или большие компании. Никто не платит за вход, но после окончания можно сделать добровольный взнос. |
— А чем молодые стендаперы отличаются от тех, кто вышел из КВНа?
— Я не теоретик юмора, но человек из КВНа сразу чувствуется. КВН — это проще. Там чаще шутят про отличие мужчин от женщин. Есть конечно и исключения. А стендап — это о критическом мышлении. Комик показывает, как смотрит на мир, как замечает смешное в обыденном.
Мне нравится, когда человек ломает шаблоны в голове. Мне кажется, что цель комика — выговориться, а шутки — инструмент, чтобы слушали.
Мне кажется, что КВН больше не актуален, над ним смеются только дети. Наступило время искренности, люди полюбили тонкий юмор. В телевизионных стендап-передачах нет редактуры и цензуры. Единственное, просят не шутить о политике. То есть на кастинге можно продавить даже мерзкую, странную, грубую шутку. Если она будет смешной — ее возьмут.
— Получается, площадки для выступлений изначально не было? Как вы ее искали?
— Первый открытый микрофон устроили в сэндвич-баре «Серфинг» на Тургенева. Просто зашли и познакомились с арт-директором. Тот сразу же согласился. Условия были такими: мы приводим людей, а они с нас ничего не берут. Сейчас мы уже так не работаем — договариваемся или на гонорар, или на процент с бара. Когда пришли в назначенный день, оказалось, что арт-директора уволили. Но тем не менее, все прошло хорошо.
— Стендап можно устроить хоть где?
— Главное, чтобы в зале не было слепых зон. У меня есть теория естественного дискомфорта. Если у тебя твердый стул и стол, то ты концентрируешься наружу — на то, что происходит на сцене. А если сидишь в мягком кресле, больше присутствуешь в себе, ощущаешь свое тело. Я садился в мягкое кресло на концерте — утопал настолько, что не хотелось никого слушать. Поэтому никогда не делаем стендап в кальянных — люди там слишком расслабляются.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
У комиков нет гримерки. Они готовятся на диванах возле бара. Делают записи в блокнот и телефоны, чтобы не забыть порядок во время выступления. Редактуры у комиков нет — можно шутить обо всем и материться, лишь бы было смешно. |
— В Екатеринбурге все плохо с заведениями?
— Для города-миллионника их мало. Идеально подходит бар «Про рок». Еще бар «Синдром» — там благодаря маленькой сцене появляется ощущение квартирника. В «Синдроме» материал заходит хуже, но зрителям нравится смотреть на страдания комиков. Еще неплохое место — «Леонид Исаакович». Для стендапа они достают из кладовки маленькие столики и табуретки. Именно туда мы первый раз привозили Александра Долгополова. Но этот зал долго греется. Идеальным был «Фэт Дог» — но он закрылся через пару месяцев после нашего выступления.
— Вам часто отказывают?
— Иногда нас не понимают. Пишет арт-директор кальянной, мол, хотим стендап. Отвечаю, что в кальянной это невозможно — если только за деньги для развлечения гостей. Обычно они не соглашаются с ценой.
— Сколько стоит концерт фрешменов?
— В регионе выступление комика на 15–12 минут — это тысячи три рублей. То есть часовое шоу будет стоить 15–20 тысяч. Если корпоратив, то дороже. Потому что корпоратив — унижение для комика. Люди сидят, едят и смотрят на тебя и оценивают. И условия обычно ужасные.
Однажды выступали в подвале. Нас загнали в предбанник-коридор, комиков не видно, колонка не слышна. Зрители — в хлам пьяные мужики. В этот момент ты просто проговариваешь текст. Никто не смеется, ты уходишь и берешь деньги. Непонятно, кому это надо.
— То есть взрослые мужики — это плохая аудитория?
— Необязательно. Часто перед зрелыми людьми выступать прикольнее.
Однажды нас позвали на день рождении какого-то босса в Гранд Урюк. Аудитория — 50-летние мужчины. Я боялся — двадцатилетний парень явно не для них шутки писал. Мы начали выступать, мужики вышли из-за столов, встали в шеренгу перед нами, скрестив руки. В итоге это было одно из лучших мероприятий. Все шутки зашли.
Взрослые смеются намного легче, чем молодежь, потому что они не видят в нас конкурентов. Взрослым мужикам нет смысла нас оценивать, им плевать. Они пришли получить удовольствие от вечера, послушать шутки и посмеяться.
— Когда юмор принес тебе первые деньги?
— В Москве на «Парамаунт камеди». Костя Пушкин увидел мое видео и позвал выступить. Мне дали семь минут, из которых три попали в эфир. Заплатили 15 тысяч, четыре потратил на билет, получается всего 11 тысяч рублей. В тот момент думал, что вот наконец-то стендап начал приносить деньги. Вот сейчас-то начнется. Но «Парамаунт» — это кабельное телевидение, меня почти никто не видел. И после этого где-то в течение года я юмором не заработал ни копейки. Правда, какие-то девочки после появления в телеке все-таки написали в личку, что я молодец.
Последние полгода живу только на стендапе. Проверяю себя на прочность — смогу ли жить с минимальными запросами к еде и жилью.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
Сегодня было три новичка. Парень с рюкзаком за спиной первым делом сказал, что не готовился. Зрители замолкли. Было непонятно — то ли это способ повысить уверенность, то ли сейчас действительно будет плохо. После двух минут выступления в полной тишине диджей включил музыку, Лев поднялся на сцену и забрал у парня микрофон. Тот немного повозмущался, что выступление не удалось закончить, но зрители вздохнули с облегчением. Это был провал. |
— Кроме выступления на телевидении и корпоративов, как еще можно заработать?
— Что-то получаем «с ведра». В конце мероприятия встаем с банкой, куда зрители бросают деньги. В среднем кладут одну-две тысячи. Мы платим звукарю, что-то тратим на таргетинг, иногда делим с Гором.
Еще иногда заказывают написать стендап человеку. Однажды я придумал текст, но человек не стал слушать советы, как подавать шутки, поэтому получилось очень плохо. Меня накрыл испанский стыд, когда я включил запись — закрыл лицо руками и не смог дальше смотреть.
— А сколько будет стоить написать стендап для жениха на свадьбе, например?
— Тысяч десять. Комику легко написать такой стендап — достаточно знать факты о жизни семьи. А для клиентов это прикольно — они кайфанут во время выступления, и останется суперсмешное видео на память.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
|
— А какой состав комиков? Сколько вас и чем они занимаются?
— Комиков, которые стабильно вызывают смех, человек пять. В общем чате 42 человека. Гор — эсэмэмщик, есть у нас психотерапевт, безработный, геодезист, видеооператор.
— Вы все мечтаете переехать в Москву?
— Не обязательно. Для кого-то стендап — хобби. Рассказать шутку так, чтобы над ней посмеялись — как глоток воздуха. Когда люди смеются — это незабываемое ощущение, как наркотик. К тому же это одновременно и терапия.
— Путь в профессионалы, он какой?
— Приходишь на местный «Открытый микрофон», выступаешь, копишь проверенные удачные минуты, потом выступаешь на платном концерте, записываешь видео, едешь на ТНТ записывать монологи, тебя показывают в ТВ, потом приезжаешь в Москву, где пытаешься стать полноценным комиком и выступаешь на платных мероприятиях.
— А варианта стать успешным комиком в регионе нет?
— Нужна инфраструктура — больше площадок, больше организаторов, больше видеоконтента. Пока в Екатеринбурге актуальнее совмещать стендап с постоянной работой. Думаю, что со временем юмористический контент будет востребованнее. В России стендап — это новая штука, ему всего 8–10 лет. А в США этому жанру лет 60 уже. Если ничего не изменится, может, мы с Гором и откроем первый стендап-клуб на Урале. Это круто и перспективно.
Фото: Сергей Логинов, 66.ru |
---|
После концерта в банку зрители положили чуть меньше тысячи рублей. |
— Ты чувствуешь, что стендап сейчас на пике популярности?
— Да. На каждой второй афише пишут «стендап», хотя и не знают, что это означает. И по комикам это видно. Многие выходят на сцену просто потому, что это модно, совсем не готовятся. А мы в свое время выходили, потому что хотелось прикольное со сцены сказать. Я готовил первое выступление три месяца.
— Екатеринбург — город для унылых?
— Нет-нет. Он не супердобрый, но и не злой. Все приезжие говорят, что на Урале одни из лучших зрителей. Раньше комики проверяли шутки в регионах, а в Москве над ними никто не смеялся. Чем меньше город, тем меньше информационный пузырь, люди иначе культурно обогащены. В маленьких городах простые шутки удивляют, потому что зрители не искушены. С Екатеринбургом такой проблемы нет — здесь живут современные люди.
Р.S. Когда мы разговаривали со Львом, он рассказывал о планах перебраться в Москву. Когда текст выйдет — Лев уже будет там. Он прошел кастинг в юмористическое шоу, которое пока нельзя называть.
Делать стендаповские мероприятия в Екатеринбурге продолжает Гор Гарьянц. Он говорит, что создавать движение ему интереснее, чем быть просто комиком.