Благотворительный фонд помощи детям с аутизмом «Я особенный» уже 10 августа вынужден будет съехать из помещения, которое занимал несколько лет. Как рассказала журналисту 66.RU президент фонда Александрина Хаитова, у организации нет денег, потому что министерство социальной политики Свердловской области долго не выплачивало компенсации, положенные фонду из бюджета. По ее словам, сейчас ведомство должно заплатить около 3,5 млн рублей.
По федеральному закону № 442 поставщики социальных услуг, включенные в соответствующий реестр («Я особенный» в него входит), по истечении месяца передают отчет о деятельности в минсоцполитики, где документы проверяют. Если есть несоответствия, отчет отправляют на доработку — со всеми исправлениями правки не могут превышать 23 рабочих дня. Если недочетов нет или они исправлены, министерство выплачивает поставщикам компенсацию за проведенные ранее работы.
Например, за отработанный январь фонд должен был получить деньги в марте, однако министерство заплатило организации за первый месяц 2019 года только в июне. За другие месяцы прошедшего полугодия фонд денег не получил: Александрина Хаитова говорит, что из-за огромного кассового разрыва она не может платить зарплаты и за аренду помещения, а налоговая уже заблокировала счета организации по причине неуплаты налогов и выставила штрафы. «Даже если мы получаем какие-то деньги, мы их не видим, потому что счета закрыты», — уточняет Хаитова.
Всему виной — бюрократия
В департаменте информационной политики губернатора Свердловской области журналисту 66.RU уточнили, что министерство соцполитики находится в постоянном контакте с сотрудниками и руководством благотворительного фонда «Я особенный», а главная проблема в том, что организация каждый раз подает неправильные документы.
В Свердловской области есть девять поставщиков социальных услуг, и все организации постоянно оформляют документы и при необходимости переделывают все в срок. Но фонд «Я особенный» с этим не справляется, заявили в департаменте информполитики.
Департамент информационной политики губернатора Свердловской области:
— Вопросы получения мер государственной поддержки с президентом фонда Александриной Хаитовой в понедельник обсудил министр Андрей Злоказов. Речь шла о предоставлении организацией отчетов, необходимых для получения средств. В частности, внимание руководства фонда было обращено на необходимость оформления документации в соответствии с порядком выплаты компенсаций поставщикам социальных услуг, который определен областным законом № 108 и постановлением правительства Свердловской области № 1162. Иначе предоставленные отчеты приходится дорабатывать, что в целом затягивает процедуру.
Переписка фонда и регионального минсоцполитики есть в распоряжении редакции 66.RU. Из нее следует, что на отправленный в декабре 2018 года запрос фонда министерство ответило в феврале 2019-го: в документе оно сообщало о том, что проводит проверку отчетов за октябрь — то есть по истечении указанных в 442-ФЗ 23 дней.
Переписка фонда и регионального минсоцполитики |
На запрос, составленный в марте, о выплате компенсации за ноябрь 2018-го ответ получен в апреле: тогда же фонд получил деньги за ноябрь.
Александрина Хаитова, президент благотворительного фонда «Я особенный»:
— Официальная позиция министерства: мы вам ничего не должны. Тогда встает вопрос, как реализуется 442-ФЗ, по которому социальные деньги передаются негосударственным поставщикам социальных услуг? Как мы должны оплачивать аренду, покупать детям игрушки, платить зарплаты, если у нас нет на это денег? Федеральный закон правильно прописан, чтобы для помощи нуждающимся людям можно было использовать частную инфраструктуру, чтобы негосударственные организации подключались и оказывали услуги по месту жительства людей.
Заместитель министра соцполитики региона Евгений Шаповалов также отвечал фонду на претензии о неполучении денег, что организация в рамках того же 442-ФЗ может воспользоваться и другими способами заработать. Например, собирать благотворительные взносы и пожертвования, брать плату от родителей детей, получать доходы от предпринимательской или иной деятельности. «Поставщик социальных услуг не ограничен в выборе источника финансового обеспечения», — указал замминистра.
Но фонд не может получать деньги за одни и те же услуги два раза, уточнила Хаитова. «Мы просим деньги с области на основании отчетов за уже проведенную работу, а если попросим средства у благотворителей или соберем их с родителей, получится, что нам заплатят дважды за одну и ту же работу, — это противозаконно», — сказала Александрина.
Она напомнила, что дети-инвалиды должны получать социальную помощь бесплатно, поэтому ее фонд не может брать за соцуслуги деньги. В центре есть платные услуги, но они занимают очень маленькую долю и государство их в принципе не оплачивает.
Битва за фонд
Александрина Хаитова в июне обратилась в прокуратуру с просьбой проверить деятельность минсоцполитики. В заявлении она указала, что действующие и бывшие чиновники из министерства социальной политики нарушают ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ и создают коррупционную обстановку в регионе. «Регулярно финансируются одни и те же организации, искусственно создаются административные барьеры, несмотря на выделяемые государственные средства, не создается прозрачное информационное поле для поставщиков и получателей услуг, на рынок социального обслуживания населения не допускаются добросовестные организации — исполнители социальных услуг, в результате чего выделяемое федеральное и региональное финансирование не доходит до простых людей», — говорится в документе (есть в распоряжении редакции 66.RU).
В пресс-службе прокуратуры Свердловской области уточнили, что обращение действительно поступило, и проверка сейчас ведется. Пока преждевременно говорить о результатах, мероприятия продлятся до конца августа.
Подопечные фонда «Я особенный» на футбольном матче «Урал» — «Арсенал». Акция была приурочена ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, который отмечается 2 апреля. |
Александрина Хаитова создала благотворительный фонд помощи детям с аутизмом в 2014 году, потому что в ее семье родились такие дети. Хаитова помогала больницам и реабилитационным центрам, покупала оборудование и отправляла специалистов на стажировку за границу.
Александрина Хаитова:
— Сейчас в центре занимается около 500 детей, в нем действуют развивающие кружки, проводятся семинары для социальных педагогов и родителей. Для мам таких сложных детей, за которых коммерческие центры не берутся, наш фонд — отдушина. Чтобы были результаты у таких детишек, нужны большие вложения, но родители потянуть их попросту не могут, поэтому они приходят к нам. Мы оказываем специфичные услуги, таких фондов, как наш, — очень мало. Когда мы закроемся, родителям некуда будет пойти.
В реестр поставщиков социальных услуг Свердловской области фонд попал в 2016-м, чтобы работать наравне с государственными организациями, которые не могут всем помочь: в регионе около 50 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и муниципальные реабилитационные центры попросту не справляются. Федеральный закон № 442 для того и был создан, чтобы частные организации или индивидуальные предприниматели работали наравне с государственными и могли получать бюджетные деньги. «Но на местах закон, как мы видим, не работает», — говорит Хаитова.