С Николаем Коробовым встречаемся у станции метро «Уралмаш», чтобы забрать мусор из Верхней Пышмы. Николай — один из организаторов проекта «Экотакси» в Екатеринбурге — подъезжает на белой газели с логотипом.
По дороге Николай рассказывает, что оранжевые баки, которые стоят во многих дворах, выполняют функцию сомнительно, а централизованного раздельного сбора в городе нет. К тому же проверить, правда ли отдельно собранный мусор с городских свалок перерабатывают, нельзя. Да что там, достоверно известно, что мусор на свалках сгребают в общую кучу.
Сам Николай пришел к идее раздельного сбора в 2013 году. Говорит, всегда любил делать уборку и считал: если выкинул вещь, в мире стало чище. Но это не так. Когда досконально изучил вопрос, создал проект по приему вторсырья на переработку Biozavrproject. «Дело не в том, что люди пофигисты или эгоисты, просто не связывают свои ежедневные действия с образованием свалок, — говорит он. — Людям нужно объяснить и показать, как можно обращаться с мусором».
Заказ из Верхней Пышмы, куда мы направляемся, поступил от организаторов фестиваля любителей Дикого Запада «Золотой костыль, Бэр-Ривер, 1869». Он прошел на лесном полигоне рядом с садами «Елань-1». Участники решили не оставлять после себя никакого мусора и устроили раздельный сбор отходов.
Фото: фото предоставлены 66.RU организаторами фестиваля |
---|
В лесу развесили пакеты: синие — для стекла, зеленые — для пластика и черные — для жести. Над каждым пакетом приклеили инструкцию: как правильно подготовить мусор, прежде чем выкинуть. Такую же вывесили в группе «ВКонтакте». Органику закопали в землю, что сжигалось — сожгли, и оставили после себя чистый лес без единой соринки. Вывезли мешки и заказали «Экотакси». |
На месте нас встречают организаторы феста Ольга Шклярова и Александра Дюкова. Они вытаскивают из гаража больше десяти разноцветных 120-литровых мешков с мусором.
На стадии подготовки «Золотого костыля», рассказывают девушки, стало ясно, что на полигоне единовременно соберется больше ста человек и мусора будет достаточно. Тогда и решили оптимизировать сбор отходов.
Ольга и Александра говорят, что рады создать такой прецедент и надеются, что их примеру последуют другие фестивали на природе. Ничего сложного в раздельном сборе нет, а люди реагируют только положительно.
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Ольга, Александра и Николай грузят мешки в газель, жмут друг другу руки и прощаются. Все соглашаются, что лучше заплатить за вывоз отходов на переработку незначительную сумму, чем оставлять после себя невесть что.
Едем обратно. Николай рассказывает, как появилось «Экотакси».
Началось с того, что в Екатеринбург с проектом «Экотакси & Раздельный сбор» зашел челябинский предприниматель Дмитрий Закарлюкин. Проект Дмитрия уже работает, кроме Челябинска, в Перми и Санкт-Петербурге. Чтобы не создавать лишнюю структуру, челябинец предложил сотрудничество уже существующим в Екатеринбурге логистическим эко-проектам. Ими стали Biozavrproject Николая Коробова и «Экологистика» компании по приему и переработке сырья ООО «Лев».
«Лев» выступает посредником между проектом и переработчиками. Компания также предоставляет базы для хранения сырья, где разбирает, досортирует, прессует отходы и отправляет по заводам. Баз у «Льва» две: в микрорайоне Солнечном на Городской, 1а и на Сортировке — Проходной переулок, 1.
Фото: © 66.RU |
---|
Упрощенная схема работы «Экотакси». За вывоз мусора, независимо от вида и объемов, люди платят 300 рублей по Екатеринбургу и 500 — за чертой города. Затем сырье покупает компания «Лев» и продает на переработку. |
Заказы на вывоз мусора часто выполняет сам Николай. Другие водители в проекте тоже есть — брать заказы, как в «Uber», можно через сервис при условии, что имеется личный автомобиль. Большинство из них узнают о проекте во время сдачи собственного вторсырья «Льву». Доход с заказа распределяется между водителем и сервисом. Сумма дохода зависит от разных факторов, но значительная часть денег остается у водителя.
Выручка проекта пока покрывает только прямые расходы — на транспорт и водителей, говорит Николай. Получается некий замкнутый круг, но такси понемногу развивается и выходит в плюс, потому как альтернативы сервису в Екатеринбурге нет.
Количество заказов в день предсказать нельзя: может быть два-три вызова, а может — в разы больше. За раз, по словам Николая, человек сдает в среднем три 120-литровых мешка мусора. На выручку напрямую влияет не только количество вывозов, но и тип отходов, за которые готовы платить заводы, а значит, и принимающая компания «Лев».
Почти все распространенные виды бытовых отходов находят применение. Например, картон и бумага, из которых потом делают туалетную бумагу, бумажные полотенца и снова картон. Целлюлоза — в числе самых дорогостоящих и ликвидных видов сырья.
Пластиковые бутылки идут на синтепон, который использует в зависимости от качества сырья кто угодно — от военных до коммунальщиков. Полиэтилен и тепличная пленка становятся материалами, например для полимерпесчаной плитки — она нужна для укладки тротуаров.
Технику, которую тоже часто сдают в отходы, разбирают на пластик, металл, провода и платы управления. Например, из плат извлекают драгметаллы.
Сложнее дела обстоят с переработкой стекла, хотя оно составляет большой процент отходов. В Свердловской области стекольных заводов нет, так что этот материал придется везти в другие регионы — в ту же Челябинскую область. Но в таком случае логистика «съест» весь доход.
Несмотря на сложности, организаторы продолжают расширять перечень сырья, которое готовы отвезти на переработку. Дмитрий Закарлюкин, автор «Экотакси & Раздельный сбор», планирует внедрить проект и в другие города России и сделать его межрегиональным.