Татьяне Игнатьевой — 65 лет, 15 из которых она прожила на улице. Татьяна родилась в селе в Кемеровской области. В юности вышла замуж за Владимира, у которого уже был сын Олег от первого брака. Супруги переезжали с места на место. В 1970-х жили в Свердловской области, затем уехали в Очаков на Украине. В республике Татьяна оформила новый паспорт и родила двух сыновей — Руслана и Дениса.
Семья вернулась на Урал, и в 1990-х, по воспоминаниям Руслана, его отец открыл агентство недвижимости в Екатеринбурге. Владимир занялся обменом квартир и вскоре стал успешным бизнесменом. Семья ни в чем не нуждалась: Игнатьевы жили в «сталинке» на Челюскинцев, Татьяна не работала, Руслана отправили учиться в Соединенные Штаты с помощью ЮНЕСКО.
Дом, где в 1990-х купили квартиру Игнатьевы |
Пока Руслана не было, Владимир Игнатьев обменивал квартиры, но в какой-то момент вариантов для сделки не оказалось, и Владимир предложил клиентам семейную «сталинку». Супруги с младшим сыном Денисом переехали на съемное жилье. А когда Руслан вернулся, отца арестовали по подозрению в мошенничестве, вымогательстве и других преступлениях.
Около трех лет Владимир пробыл в городском СИЗО, в 1998 году его отпустили под подписку о невыезде. Через три месяца мужчину в пьяной ссоре убил сын от первого брака.
После гибели супруга Татьяна с Русланом и Денисом скиталась по знакомым, а с 1999 года они стали бомжевать. Обменивать советский паспорт, который до сих пор действует в России, она не стала. Документ пропал в начале 2000-х, когда Татьяну выгнали из очередного подвала в палатку на кладбище. Там у нее начались проблемы со здоровьем, из-за которых пришлось ампутировать обе ноги. Руслан и Денис в это время жили в городских подвалах.
Безногую женщину привезли в приют «Христа ради» под Красноуфимском. Его руководитель Эдуард Чаров занялся восстановлением документов, необходимых для получения пенсии. Чтобы стать гражданкой России, женщине нужно было доказать, что в момент развала Союза она находилась в стране. Однако свидетелей найти не удалось, а сыновья подтвердить это не могли — у них тоже не было документов. Вот сюжет о жизни Татьяны в приюте.
Оформление паспорта для Татьяны затянулось на четыре года, за это время умерли оба сына. «Мы бьемся пятый год. Сначала нам говорили, что устанавливают личность. Потом года три водили нас за нос — вроде делали дополнительные запросы. В сентябре 2018 года мы доказали, что Татьяна жила в России в 1990-х. И с тех пор в миграционной службе нам говорят, что дело на подписи у генерала МВД», — рассказал 66.RU Эдуард Чаров.
Проволочки возникли из-за отсутствия документов, объяснили 66.RU в миграционной службе Красноуфимска. Больше 10 лет Татьяны будто не существовало. «Мы работали с ней как с лицом с неурегулированным статусом. Она бомжевала на кладбище, и найти свидетелей ее проживания в России было сложно», — рассказала сотрудник миграционной службы Марина Шистерова.
Татьяну готовы признать гражданкой России. Управление по вопросам миграции ГУ МВД России спустя месяцы вынесло положительное решение, которое подписал врио начальника главка Петр Кривегин.
«Бабуля только «ик-ик-ик» и ревет. Боюсь, как бы не померла в момент выдачи паспорта», — говорит Эдуард Чаров. Татьяна Игнатьева получит документы в ближайшее время.